Найти тему
Бинокль"

Экстрим-вождение, виртуальная реальность и уроки общения с ГАИ: чего ждать от прогрессивной автошколы "Аристотель"

«Бизнес нужно строить там, где существует неудовлетворённая потребность». А что делать, если потребность удовлетворена, а желаемая ниша на рынке заполнена до отказа?

В таком случае, достаточно просто стать в своём деле лучшим. Именно так и поступил Евгений Литовчик, с чьей лёгкой руки в Бресте появилась самая прогрессивная автошкола «Аристотель». О том, во сколько это обошлось и как обойти сильных конкурентов Евгений рассказал Биноклю”.

Почему, собственно, у автошколы такое название – «Аристотель»? Дань ли это увлечению философией?

Вариантов было больше сотни, однако решил остановиться на «Аристотеле» по нескольким причинам. Во-первых – в Беларуси нет ни одной фирмы с таким названием, ничего не пришлось согласовывать.

Ну и во-вторых, именно Аристотелю принадлежит высказывание «движение – это жизнь», произнесённое ещё в 4 веке до Рождества Христова. И спустя 24 века ставшее прекрасным слоганом и для автошколы.

Человек не может долго пребывать в покое. Он либо движется вперёд, либо деградирует.

А мы как раз и занимается тем, что помогаем людям двигаться быстрее, быть более мобильными и достигать большего.

Аристотель был не только новатором во многих областях философии и науки, изобрёл лицей и зоопарк, но и лично учил Александра Македонского. Так что ученики у Аристотеля были действительно великие. Вот и мы хотим готовить великих автомобилистов.

Как зародилась мысль открыть собственную школу?
Как зародилась мысль открыть собственную школу?

Впервые задумался о собственном деле в 2008 году. Однако тогда я не был готов морально, хотя необходимой суммой в виде подаренных на свадьбу денег располагал. Потом ситуация изменилась: для решительных действий созрел, а вот финансы поджимали.

До этого момента я больше 10 лет преподавал ПДД, стал заместителем по учебной части в одной из автошкол  -  устроился очень даже неплохо. Но всё это время хотелось создать что-то собственное - школу, которая не просто готовила бы к сдаче экзаменов в ГАИ, но и давала бы необходимые навыки, благодаря которым ты становишься носителем гордого имени «автомобилист».

-3

Поэтому я расписал все риски, попробовал хотя бы примерно прикинуть количество потенциальных клиентов и приступил к следующему шагу, обратившись в Брестский центр занятости за субсидией на развитие малого бизнеса, которая и стала отправной точкой в открытии собственного дела.

Пришлось попотеть для получения финансовой помощи от государства?

Как таковых подводных камней не было, хотя стопроцентной гарантии на получение такой субсидии тебе никто не даст. Главное здесь - предоставить технико-экономическое обоснование, составление которого, на самом-то деле, не такая сложная задача. Остаётся только встать на учёт и убедить специалистов в отделе трудоустройства, что глаза у тебя действительно горят.

Я был приятно удивлён, когда после подачи заявления в центр занятости мою заявку не только одобрили, но предложили пройти двухнедельные курсы по предмету «Основы предпринимательской деятельности», где я научился оформлять бизнес-план с учётом всех требований нашего законодательства. Так что ломать голову и повторно изобретать велосипед не пришлось.

-4

Сумма субсидии сейчас составляет чуть больше тысячи долларов. И это, поверьте, просто капля в море. Тысячу эту я потратил на то, чтобы закупить стенды, оформить необходимые документы, пройти процедуру регистрации юридического лица и подготовиться к сертификации, без которой не смог бы получить право осуществлять деятельность в сфере подготовки водителей.

Кстати, обязательное условие при получении субсидии – использовать её в трёхмесячный срок. И в дальнейшем, если ты в течение года исправно платишь налоги, возвращать тысячу не придётся. Так что надо мной всё время висел строгий дедлайн, который стимулировал не расслабляться и не растягивать удовольствие.

-5

Кроме того, пришлось повозиться и с договором аренды учебного класса, который необходим для получения лицензии на работу. Договор ты должен предоставить заранее, так что при аренде класса я договорился о том, что договор мы заключим сегодняшним числом, но в силу он вступит через два месяца. Мне пошли навстречу.

И я знал, что если не откроюсь через два месяца, то аренду платить придётся. А это приведёт к тому, что я закроюсь, не успев даже начать работать.

Так что субсидия – скорее не ощутимая материальная помощь бизнесмену, а толчок к действию. Своего рода Рубикон, после достижения которого отступать тебе уже некуда.
-6

Но реализовать всё это без хорошего автопарка было бы затруднительно, верно?

Именно по этой причине остановил свой выбор на хэтчбеках Renault Sandero. В Sandero всё хорошо просматривается, они компактные, а многие ученики даже пересаживаются на такие автомобили после окончания курса.


Многие современные автошколы предпочитают использовать подержанные машины, быстро выходящие из строя. Но у меня другой подход. Считаю, что для обучения необходимы именно новые автомобили, потому что старенькие «жигули» просто отбивают охоту чему-то учиться.
Многие современные автошколы предпочитают использовать подержанные машины, быстро выходящие из строя. Но у меня другой подход. Считаю, что для обучения необходимы именно новые автомобили, потому что старенькие «жигули» просто отбивают охоту чему-то учиться.

И на мой взгляд, позиция «зачем брать новую машину, если её всё равно «ушатают» в корне неверна. В то время, как учёба на новеньком автомобиле прямиком из салона – одно удовольствие! И хотя такие машины обходятся значительно дороже, на них легче овладеть всеми необходимыми навыками. И впоследствии успешно сдать экзамены в ГАИ.

Так что для учебных целей Sandero – пожалуй, самый оптимальный вариант. На сегодняшний день в моём автопарке 5 таких автомобилей, а в мае он пополнится ещё двумя снежно-белыми красавицами.

-8

Часть авто я приобрёл за собственные средства, часть в лизинг и в кредит. Один «нулёвый» Sandero обходится мне в 9 тысяч долларов, плюс ещё тысячу необходимо вложить в его переоборудование и переоформление .

Зато я уверен, что меня ждёт три года гарантийного обслуживания и срок эксплуатации минимум в 5-7 лет. Кроме того, сейчас гарантия распространяется и на учебные автомобили, так как дублирующие педали теперь устанавливаются без внесения изменений в конструкцию транспортного средства.

-9

Сколько же денег в результате пришлось вытащить из своего кармана?

Если подсчитать все расходы, то на старте мне пришлось вкинуть в свой проект около 10 тысяч долларов, которые собирал, как говорится, «с миру по нитке». Однако сейчас могу похвастаться первой выручкой, которую уже активно вкладываю в развитие.

Помогло то, что у меня уже была необходимая оргтехника и свой собственный автомобиль, который я и переоборудовал в учебный. Для получения сертификата, кстати, огромный автопарк на старте совсем не требуется. Достаточно заявить, что у тебя есть хотя бы один укомплектованный автомобиль.

Следующий шаг – поездка в Минск в соответствующую организацию и установка дублирующих педалей, эффективность которых будет испытываться на полигоне. После чего тебе выдают заключение, с которым ты отправляешься в ГАИ и получаешь заветное свидетельство о том, что машина безопасна. И эту процедуру необходимо повторять для каждой новой машины в твоём арсенале.

-10

Установка педалей сейчас обходится в 900 рублей, плюс процедура прохождения испытаний – ещё 300. А вместе с переоформлением и всей бумажной волокитой набегает где-то 1000 долларов, которые вы смело можете приписывать к стоимости самого автомобиля. Ведь необходимо установить опознавательный знак «У», дополнительные зеркала, пройти гос.тех.осмотр (который даётся только на 1 год) и оформить машину в ГАИ, как «учебную».

В учебном классе все удалось организовать на современный лад, без засилья жутких настенных плакатов. А летом планирую сделать и косметический ремонт в учебном классе, оформив его в стиле «лофт».

-11

«Аристотель» - резидент технопарка. Расскажи, какие бонусы от этого получила школа?  

Чтобы стать резидентом Технопарка, необходимо доказать, что твоя идея несёт какие-то инновации. И онлайн-обучение водителей, которое я хочу взять на вооружение, как раз и стало поводом для получения «резиденства».

Кроме того, вынашиваю идею использовать в обучении VR-технологии, полностью погружая в учебный процесс с помощью 3D-очков. Доведя при этом до ума саму классическую форму обучения. Ведь, как считал замечательный педагог Эдгар Дейл, лучше всего усваивается тот материал, который человек прочувствовал. И я считаю, что пусть лучше ученик нарушит ПДД и допустит ошибки в виртуальной реальности, чтобы не совершать эти же ошибки вживую.

-12

Ещё я мечтаю о создании реалистичного симулятора вождения.

Один из моих инструкторов в прошлом пилотировал истребитель. И оказалось, что для того, чтобы сесть в кабину самолёта, будущему лётчику-истребителю достаточно всего 18 часов на тренажёре.

И я подумал, что стоит обязательно взять эту технологию на вооружение! Это, конечно, стоит бешеных денег. Но я всеми силами намерен двигаться в этом направлении.

Возвращаясь к плюсам членства в рядах «Технопарка» – это возможность взаимодействия с резидентами, которые напрямую связанны с инновациями. Как говорится, «железо железо острит»: некоторые помогают в разработке образовательной платформы для онлайн-обучения, оказывают консультативную помощь.

-13

Количество автошкол в Бресте зашкаливает. Как удаётся новичку, пусть даже амбициозному, выстоять в условиях жесткой конкуренции со школами, существующими с десяток лет?

Школ в Бресте действительно много. И открывать ещё одну такую же просто не было смысла (улыбается). Поэтому я решил не просто сухо изучать ПДД, но и рассказывать своим курсантам, как общаться с сотрудниками ГАИ, как действовать в случае ДТП, прокола автомобильной шины и иной экстремальной ситуации. Да и просто водить машину так, чтобы снизить расход топлива.

-14

К сожалению, для многих других автошкол выпускник – клиент одноразовый, который к ним якобы больше никогда не вернётся. Я же понимаю, что человек может захотеть обучиться, например, экстремальному вождению, повысить собственную квалификацию или просто взять несколько дополнительных занятий.

Поэтому стараюсь не просто сухо «отбарабанить» лекцию, а разнообразить всё видеорядом, картинками и моделированием реальных дорожных ситуаций. Именно поэтому я сейчас не испытываю недостатка в учениках. И если бы пришло ещё больше людей – пришлось бы в срочном порядке расширять автопарк.

-15

Кроме того, мы, в отличие от других автошкол, учим обращать внимание и на соседей по дороге. Которых, кстати, можно разделить на категории.

Например, «прижимщики» - это водители, которые так и норовят прижаться к едущему впереди авто. Отличительная особенность - разбитый бампер, поэтому если ты видишь такого товарища на дороге, лучше перестроиться на соседнюю полосу. От «прижимщика», кстати, бесполезно уходить. Он в любом случае тебя догонит и прилипнет к твоему заднему бамперу. А если резко затормозишь – то ещё и врежется.

Есть и водители, которые совершенно необоснованно перестраиваются из одной полосы в другую», создавая опасность аварийной ситуации. Такие водители называются «Фигаро».

Существуют и «слаломисты», для которых другие машины – своего рода препятствие, которое в кайф преодолевать. От них лучше вовсе оторваться и перестроиться.

«Растяпы» - начинающие водители либо те, кто впервые въезжают в незнакомый город и передвигаются крадучись, как партизаны.

И таких категорий – множество. Обо всём этом мы стараемся рассказать и объяснить, как управлять автомобилем таким образом, чтобы спрогнозировать ситуацию на дороге и избежать столкновения.

Брест не такой большой город. Хватает ли на все автошколы желающих учиться?

К нам сбегают даже из других школ. Сбегают, кстати, не только студенты, но и инструкторы (смеётся). У нас и автопарк новый, и зарплата достойная, да и с учебным процессом нет никаких проволочек: новая группа запускается каждый месяц.

-16

Причины прозаичные: кто-то не дождался начала занятий, кто-то узнал о том, что цена у нас лучше, чем у конкурентов. Да и учебный процесс не растягиваем: ребята три месяца учатся, в течение двух недель сдают все экзамены в автошколе
и в ГАИ, после чего получают на руки права. А бывает, что и быстрее.

Поэтому я хочу, чтобы нас воспринимали не как школу, а скорее как автоклуб. Сейчас разрабатываю программу лояльности, в рамках которой все выпускники будут получать клубные карты, с которыми могут рассчитывать на скидку при обращении на партнёрские СТО, автомойки и т.д. и т.п.

-17

Партнёры, к слову – самые проверенные! Потому что я на своём опыте могу сказать, к каким мастерам можно смело обращаться, а куда лучше не соваться. Так что ребята, столкнувшиеся с поломкой и не знающие куда податься, набьют себе меньше шишек.

А на какие категории учите?

Пока что только на категорию «B» (легковые автомобили и грузовые до 3,5 т). Ну а в перспективе – по всем остальным. Очень хочу запустить и мотошколу, пригласив опытного байкера, который сможет обучить всех желающих тонкостям управления мотоциклом. Ведь очень много мотоциклистов – самоучки, которым приходится учиться на своих ошибках. А вы понимаете, как дорого такие ошибки могут обойтись на дороге.

-18

Поэтому, кстати, я задался целью оборудовать хороший автодром. Мы как раз арендовали место на Ковалёвке, и в данный момент устанавливаем на нём всё, что только может понадобиться. Ведь на автодроме ты должен иметь возможность отработать боковую парковку, задний ход, въезд в гараж и движение в ограниченном пространстве.

-19

Ты сказал, что мечтаешь «открыть автошколу своей мечты». Чем она отличается от тех школ, которые работают у нас сегодня?

Как сказал Генри Форд, «время не любят, когда его тратят впустую». Поэтому хотелось бы, чтобы «Аристотель» стал как раз таким местом, где можно это время провести с пользой. Получив все навыки, которые понадобятся в новой «автомобильной» жизни.

-20

Ну и, конечно, инновации! Я мечтаю о тех временах, когда не нужны будут стенды, доски, компьютеры. Чтобы человек просто надел VR-очки и оказался внутри виртуального Бреста. Прогресс не стоит на месте, поэтому я уверен, что скоро такие технологии станут доступными. А уж в талантливых ребятах, которые готовы будут эти технологии внедрить, недостатка в нашей стране нет.

Фото: Роман Чмель