Найти тему

Зачем инструктор преподает йогу? Зачем учиться йоге? (Уголок инструктора)

Йога у всех инструкторов разная, потому что инструктора разные и мотивы ведения занятий сильно отличаются. Основной вопрос, который нужно задать: «Зачем инструктор преподает йогу?». Ответ как будто очевиден, но это далеко не так.

Недавно с ребятами затронул свою любимую тему: «А для чего они собственно учатся йоге?». Ребята из младшей группы ответили: «Ну, для здоровья…». Я спрашиваю: «А, что такое здоровье? Зачем оно нужно?». Дети сразу растерялись. Боевые искусства учат защищаться, а если нужно нападать. Танцы выправляют осанку, учат координации и это красиво. Спорт держит тело в тонусе, увеличивает выносливость, дает возможность достигать определенных рекордов: бегать быстрее всех, поднимать тяжести, быть гибче, сильнее и т.д. А йога?

И вот тут ответ на этот вопрос зависит только от инструктора. Если я вижу в йоге систему оздоровительной гимнастики, то для меня, очевидно, что с помощью практики, можно развить гибкость всего тела и особенно позвоночника. Если для меня йога – это система, развивающая скрытые способности организма, то само собой – основной упор практики делаю на сложные балансы, шпагаты, упражнения на выносливость и «тайные» техники. Может быть, йога как система реабилитации, оккультное учение, техники расслабления, «модные понты», секта, имитация йоги (когда под йогой ведут что-то из фитнеса).

Для меня йога – это многоступенчатая оздоровительная система. Начинается она от закладывания базы физического здоровья, а потом с каждой ступенью раскрывает новые возможности организма. От чего зависит успех занятий йогой? От того, как активно двигается по ступеням сам инструктор. Потому что, если инструктор топчется на месте, то и ученикам он дать больше того, что умеет – не может. Поэтому грамотный инструктор находится в постоянном движении и поиске новых техник. Успех практики учеников зависит от того насколько они смогут впитать то, что дает учитель.

Спросил у ребят постарше: «Зачем учиться йоге?». Тоже замешательство. Тогда переформулировал и решил зайти по-другому: «А зачем вообще учиться, к примеру, в школе?». Ребята стали говорить, что, они в школу ходят только потому, что родители заставляют. Тогда спрашиваю: «А учителям, зачем учить? Кто их заставляет?». И тут одна девочка, хитро улыбаясь, отвечает: «А они деньги за это получают. Как и вы». То есть в голове у ребенка выстраивается логическая цепочка. Знания не нужны ни учителю, ни ребенку. Учителю нужна зарплата, а знания нужны родителям. Вот так. А если йога воспринимается как ещё один предмет нужный родителю и скучный для ребенка, то и учиться ей не имеет смысла.

Потеря понимания инструктором и учеником цели своей деятельности приводит к тому, что знания обесцениваются. Родитель упрекает ребенка: «Я деньги плачу за твои занятия». Что слышит ребенок: «Я плачу деньги за то, что нужно мне, а не тебе». А раз нужно родителю, путь сам идет и занимается, а я буду балбесничать. Инструктор сталкивается с ребятами, у которых нет мотива учиться, а есть отмазка-абстракция: «Ну, чтобы быть здоровым…», а на деле они приходят побегать, попрыгать и поиграть в мяч. Не заложили им в голову, что учеба нужна не инструктору и не родителю, а им самим. Инструктор, который теряет ориентир, сам погружается в техническое повторения одних и тех же упражнений и забывает, что его задача идти по лесенке прогресса, и каждый год нарабатывать мастерство, независимо ни от чего. Он начинает цепляться за зарплату и с отвращением ведет свой предмет. Это приводит к разрушению самой сути практики.

Зачем инструктор преподает йогу? Преподавание йоги – это передача практических знаний, полученных на своем опыте. Обучая других, инструктор сам больше углубляется в предмет, которым живет и, таким образом, помогает ученикам лучше понять то, чем они занимаются. Синергия. Если преподавание формальное, а понимание основ йоги поверхностное, то сам учитель теряет или искажает мотив для занятий.

Понимание учеником пользы обретенных знаний для всей дальнейшей жизни делает практику йогу – ценной. Когда осознается ценность практики, тогда появляется желание что-то за неё давать (внимание, время, деньги, ресурсы). Если я не вижу «Зачем мне это?», то мне неинтересно слушать любой предмет. И даже, если мне будут раскрывать все секреты бытия, то это будет пустая трата времени, если мне эти секреты «до лампочки». Поэтому нужно искать пути объяснения ребенку, что обучение нужно ему, а не другим.

У Дайаны Халперн в «Критическом мышлении» вычитал такую фразу: «Думать, как любить и умирать – каждый должен делать это сам». Пока ты сам не поймешь пользу тех знаний, которые тебе дают или пока ты сам не раскроешь смысл того, чем ты занимаешься и что даешь другим – не будет роста в том деле, которым ты занимаешься. Отвечай на своё «Зачем?».