«Когда ты изучаешь человека прошлого, помни, что этот человек - не ты!»
Марк Блок, «Апология истории или Ремесло историка»
Много раз уже говорилось, что существуют два основных фактора, определивших принципиальное отличие в развитии боевых искусств на территории Поднебесной:
- Занятие боевыми искусствами не было исключительной прерогативой воинской аристократии и армейских формирований;
- В течении большего времени существования Поднебесной доминировало понятие «文武分途» (wénwǔ fēntú) — «гражданское и военное идут разными путями» как противопоставление культурного начала – «вэнь» (文 wén) – воинскому- «у» (武 wǔ), тем самым определяя основной вектор развития китайской цивилизации, где социальные лифты определял уровень образования, а не умение владеть оружием.
Причиной формирования этих факторов была бурная политическая борьба, которую практически непрерывно вели местные князья-чжухоу (诸侯 zhūhóu) посредством беспрерывных военных действий, за 240 лет периода «Чуньцю» (春秋, «Весны и осени») с 722 по 479 гг. до н. э. количество завершенных войн достигло 480. В период «Сражающихся царств» (战国时代 Zhànguó Shídài) с 403 года до н.э. и до объединения Китая первым императором Цинь Шихуанди в 221 до н.э. их было более сотни..
Непрерывные войны привели к радикальным и своеобразным изменениям, они несомненно должны были побуждать к развитию и совершенствованию различных видов вооружения и методов их использования, к исследованию и обретению техник нападения и защиты, обобщению и развитию. Так как главным делом аристократии было сохранение и приумножение своей чести, а война и кровная месть была наиболее эффективным для этого, то при династии Чжоу шло взаимоистребление удельно-родовой аристократии, что привело реорганиционным преобразованиям: назначение глав уделов чиновниками из центра. Это один из важнейших признаков окончания периода «Чуньцю». Вся совокупность этих явлений привело как к фундаментальным преобразованиям в военном деле (например, возникновению древнекитайской военной теории), так и к серьезным изменениям в обществе. Войн перестает быть средством демонстрации доблести и мужества аристократов, и становится средством решения основной общественной проблемы – объединения страны. Период «Воющих государств» - это по сути подготовка последующего объединения страны посредством вооруженного насилия, завоевания слабых царств более сильными, где проводились соответствующие военные реформы. На смену аристократии приходят чиновники-«ши» (士 shì ). Определение этому понятию еще во времена династии Восточная Хань (东汉 dōng hàn, 25-220 г.г.) приводит ученый Сюй Шэнь (许慎 Xǔ Shèn, ? — 147) в первом официальном словаре иероглифов «Происхождение китайских символов» («说文解字» shuōwén jiězì).
А Дуань Юцай (段玉裁 Duàn Yùcái, 1735 — 1815), автор комментариев к вышеупомянутому словарю, разъясняет, что первоначально так называют образованных людей, интеллигенцию вообще, но затем так начинают именовать уже служилое сословие, то есть тех, кто начинают служить за жалование с казны или за доход с определенной территории, так как после фактического исчезновения родовой воинской аристократии проводится усиление вертикальной социальной мобильности из нижних слоев. На смену кланово-родственной системе управления приходит административно-бюрократическая и впервые появляется слой профессиональных военных, зарабатывающих этим на жизнь. Из-за нестабильности общества возникает специфическая социальная группа, отражающая следующее понятие: «владеющие боевыми искусствами нарушают установленные запреты» («以武犯禁») . Эта категория людей более известна как «рыцари»-«ся» (侠 xiá).
Острая потребность в расширении численности и социальной базы армии привела к идее основоположников легизма о необходимости мобилизовать практически все доступное мужское население, и из привилегии военное дело стало обязанностью. В итоге это и позволило первому императору Цинь Ши Хуань-ди (秦始皇帝 Qín Shǐ Huáng-dì, настоящее имя Ин Чжэн 嬴政 Yíng Zhèng, 259 до н.э. — 210 до н.э.) объединить разрозненную страну, но опять — с чрезмерными людскими потерями, неприемлемыми в земледельческом обществе.
То есть историческая ситуация с непрерывными войнами - как образом жизни, привела к эпическому взаимоуничиожению огромных человеческих масс, в первую очередь - родовой воинской аристократии. Именно необходимость хоть как-то прекратить весь этот многовековой кошмар тотальной резни, который в итоге неминуемо привёл бы к гибели этноса, заставила мыслителей, начиная еще с периода «Весны и Осени», формировать уже морально-этическую неприемлемость прежнего, «военного», образа существования, противопоставив его «книжному», тем самым определив основной путь развития страны на последующие века. Известный историк и этнограф Гу Цзеган ( 顾颉刚 Gù Jiégāng, 1893 — 1980) подробно исследовал перерождение воинского сословия в среду образованных людей («武士与文士之蜕化»), но об этом мы поговорим в другой раз.
Однако, хронологически и логически преобразования армии и государства в период «Сражающихся царств» (战国时代 Zhànguó Shídài, 403 — 221 г.г. до н.э.) завершили легистские реформы в княжестве Цинь (秦 Qín, 778 — 221 г.г. до н.э.) под руководством Шан Яна (商鞅 Shang Yang, 390-338 г.г. до н.э ).
В первую очередь реформы были направлены на изменение ситуации в деревне. Почему? Потому что земледелие - основа экономики в имперском Китае, промышленность и торговля были вторичны.
Вообще, принято считать, что переход к земледелию был огромным и прогрессивным скачком Человечества. Однако любое явление всегда содержит в себе как положительные, так и отрицательные стороны. И переход от охоты и собирательства к оседлости и земледелию помимо неправильного рациона, голода и эпидемий, породил еще одно важное явление - сословное разделение. Только в сельскохозяйственном обществе смогло в итоге сложиться разделение на:
- основную массу населения, страдающую от множества проблем – голода, болезней и т.д;
- элиту, здоровую и не занятую в производстве пищи.
Развитие земледелия в то же время позволило обеспечить существование и других категорий, не задействованных в производстве продовольствия, например: ремесленников и профессиональных воинов. Историк Тань Цзиефу (谭戒甫 Tán Jièfǔ1887-1974) указывает, что так и в Древнем Китае возникает межсословная прослойка зарабатывающих военным делом (武士 wǔshì), не занятая в обработке земли (不耕 bùgēng), занявшие промежуточное положение между ученым чиновничеством (士大夫 shìdàfū) и земледельцами (农民 nóngmín). Известный китайский историк Лю Сымян (吕思勉 Lǚ Sīmiǎn, 1884 – 1957) констатирует, что первоначально понятие «ши» (士 shì) означало воина, старательно обрабатывающего землю (战士 zhànshì) в мирное время, но при этом, при необходимости, бравшего оружие (в оригинале — клевец, 戈 gē), чтобы защищать (卫 wèi) свои наделы и тем самым — страну (社稷 shè jì).
Однако, вернемся к вышеупомянутым реформам. Начиная с 356 года до нашей эры Шан Ян, он же Гунсунь Ян (公孫鞅 Gōngsūn Yāng) из царства Вэй, поступив на службу в соседнее княжество к Сяо-гуну ( 秦孝公 Qín Xiàogōng, 381 - 338 гг. до н. э.), провёл ряд важнейших политических и экономических преобразований, направленных на абсолютизацию царской власти, подрыв экономического и политического положения родовой аристократии, укрепление положения общинной земледельческой верхушки. Стройный и цельный план Шан Яна был нацелен прежде всего на централизацию управления, рост производства зерна и увеличение военной мощи государства. Все остальные занятия, отвлекающие народ от этого — развлечения, торговля, изучение наук, музыка и т. п. были объявлены «паразитами», способствующими ослаблению, а то и гибели государства и фактически подлежали преследованию. В процессе масштабных преобразований население не просто было разбито на пятидворки, но также была введена их взаимная порука в мирное время, не говоря уже об ответственности за поведение соседского пятка-отделения в бою. Для всего населения Шан Ян также ввел 20-ступенчатую шкалу рангов. От ранга зависело положение человека в обществе, его должность. Ранг можно было заработать только двумя способами — заслугами в бою или сдачей большого количества сельскохозяйственной продукции и ткани. Шан Ян разбил всю обрабатываемую землю в стране на равные прямоугольные участки и распределил их между всеми семьями, добившись образования максимального числа земледельцев-воинов. Эти же участки стали фиксированной единицей награды за заслуги в земледелии и бою, а деревня как административная единица (郷 xiāng ) одновременно являлась и воинским подразделением. В этот исторический момент, понятия «народ» и «армия» совпали, все мужское население было поставлено в военный строй.
В результате легистской революции Шан Яна все привилегии циньской родовой аристократии были ликвидированы, и власть в Цинь перешла к чиновной бюрократии. Было открыто провозглашено, что знатность в Цинь отныне будет зависеть не от родовитости, а исключительно от личных заслуг каждого отдельного человека на службе циньскому государству. Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. Это открыло широкие карьерные возможности на государственной и военной службе талантливым и способным людям самого разного социального происхождения, в том числе и уроженцам других царств, к которым принадлежал и сам Шан Ян, выходец из Вэй — враждебного Цинь царства.
Шан Яном был принят целый ряд мер для увеличения производства зерна, путем поощрения частной инициативы за счет ослабления сельской общины. Так, пустоши, превращенные кем-либо в поля, становились его частной собственностью. Это само по себе было революционным нововведением, поскольку до этого нигде в Китае земля не была чьей-то собственностью. Таким образом, Шан Ян впервые в истории Китая закрепил право собственности на землю.
Нам же для понимании генезиса боевых искусств Китая важно то, что именно в те годы и были заложены предпосылки разделения ушу на «деревенское» и «городское». Сейчас принято считать, что «деревенское» было в большей части больше направлено на самооборону, а «городское» — на зарабатывание денег преподавателями ушу, однако реальная ситуация была гораздо интереснее.
(Есть еще и театрально-цирковое ушу, и армейское. Но это тоже отдельная тема, если не вдаваться в детали, в первом доминировала эффектность и зрелищность для увеселения публики – а не эффективность как в «применимом ушу», а во втором - дисциплина, строевая подготовка, умение сражаться в группе и тому подобные вещи)
Чтобы понять различия, давайте немножко углубимся в те малоизвестные для русскоязычного читателя дебри, которые представляли собой особенности именно деревенской жизни Старого Китая.
Отвлечемся от Древних Времен и обратимся к китайской специфике начала XVII века и до заката династии Цин.
Что составляло жизнь образованного человека в то время? Отнюдь не боевые искусства, как бы нас не пытались уверить некоторые отечественные поклонники ушу. Не смотря на то, что Великая Минская Империя (大明帝国 Dà Míng Dìguó, 1368 — 1644 г.г., династия Южная Мин 南明 Nán Míng продержалась до 1662 года) вполне обоснованно считается эпохой расцвета «Золотого века ушу», в то время не боевые искусства, а интеллектуальная жизнь становится идеалом существования. Стремление быть образованными людьми, знать и понимать классические тексты, выдвигать и обсуждать сложные философские концепции становится поистине массовым увлечением. Для человека образованного в то время круг интересов составляли вполне мирные увлечения: музыка (игра на цине), шахматы, каллиграфия, живопись, поэзия, вино и чай (琴 qín 棋 qí 书 shū 画 huà诗 huà 酒 jiǔ 茶 chá), где атрибуты первых четырех обычно были представлены в личном кабинете, как свидетельство его высокой культурности.
Что же составляло жизнь простого человека? Семь простых вещей из повседневного быта: дрова, рис, масло, соль, соевый соус, уксус и опять чай (柴 chái米 mǐ 油 yóu 盐 yán 酱 jiàng 醋 cù 茶 chá).
Отсталая экономика, держащаяся на аграрном хозяйстве и ремесленной переработке сельхозпродукции, определяла доминирующее положение деревни в сравнении с городом. Господство патриархально-натурального хозяйства стало причиной экономической раздробленности и тормозило развитие рыночных отношений. Деревня представляла собой самообеспечиваемую и замкнутую структуру редко вступавших в хозяйственные отношения дворов и хозяйств, что вело к обособленности уже на уровне уезда, округа, провинции. Все это было основано на принципе автаркии (от др.-греч. αὐτάρκεια — самообеспеченность; самодостаточность), системе замкнутого воспроизводства сообщества, с минимальной зависимостью от обмена с внешней средой. И в китайской деревне главенствовал экономический режим самообеспечения, в котором был минимальным внешний товарный оборот.
Натуральность хозяйства выражалась в том, что, кроме профилирующей культуры - риса, проса, сои и т.п., деревня старалась производить и выращивать все необходимое для собственных нужд, сводя к минимуму потребность в покупных товарах - промышленных или продовольственных, сочетая земледелие и семейные промыслы. Ремесленное производство (если оно было) велось силами самой семьи, после окончания полевых работ, но в основном поздней осенью и зимой. Тем самым сохраняя низкий уровень рыночных отношений и господство натурального уклада в деревне. Получили распространение мелкие (часто сезонные) сельские предприятия по переработке земледельческого сырья, оплата обычно была самим же сырьем, реже деньгами. Вырученные деньги шли на уплату налогов, платежей землевладельцам и ростовщикам.
«Полицейская система» группировки дворов для налогообложения «баоцзя» (保甲 bǎojiǎ - система круговой поруки, где 1 отвечает за сотню, 100 отвечает за одного) была общей для деревни и города. Все должно было быть охвачено системой баоцзя. Что показательно, в X–XIII веках так именовалось и …местное ополчение!
Основные традиционные категории внутри деревни подразделялись следующим образом:
- Владельцы земли, бедные или богатые;
- Безземельные хозяйства, арендаторы и полуарендаторы;
Наемный труд в привычном нам понимании был достаточно редким, рабочая сила не стала товаром, а в основном использовались как подённые, либо сезонные работники. В деревне обычно было развито вторичное вовлечение в систему арендных отношений.
Сильная земельная теснота и перенаселение не позволяли деревне стать достаточно емкой сферой для применения наемного труда. Город также не был большим рынком труда из-за отсутствия высокоразвитой среды мануфактур (機房 jī fáng), низкого промышленного роста и цеховой /земляческой системы, небольшой емкости наемных работников ( 雇工 gùgōng) и ремесленников (匠役 jiàngyì )для казенных мануфактур. Дешевле сгонять крестьян из ближайших уездов для выполнения трудовой повинности на трудоемкие и простые работы. Чуть позже мы рассмотрим этот вопрос детальнее.
Особенностью наемного труда того времени была сдельщина в совокупности с ненормированным рабочим днём и минимальной оплатой на уровне полуголодного прожиточного минимума , из которой надо было отдавать хозяину "за устройство на работу", платить хозяину за проживание, покупать только у него необходимые товары и продукты.... В итоге свободный наём превращался в долговое рабство с полной личной зависимостью работника от хозяина.
Увеличение рыночного спроса не приводило к качественному скачку - улучшениям технологии и производительности труда. Переизбыток рабочей силы позволял решать эту задачу путём количественного роста. Избыток крайне дешёвой рабочей силы и её постоянный приток из деревни с одной стороны тормозил переход к более производительному оборудованию, а с другой стороны способствовал развитию крайне высокого уровня индивидуального мастерства ремесленника, сформировав в итоге фундаментальное понятие гунфу (功夫 gōngfu), более известное обывателю как кунг-фу - как бы синониму китайских боевых искусств. Однако, это понятие применимо к любому виду деятельности, где вы достигли качественного результата, затратив много времени и работы, например: поварское искусство, изготовление посуды из фарфора и любое другое ремесло.
И одновременно сложилась парадоксальная ситуация - уровень развития производства товаров, специфически местного потребления, превосходил уровень развития таких важнейших отраслей развития общества, как горная промышленность, металлургия и т.д
Более дешёвый человеческий труд вытеснял даже тягловых животных (особенно в перенаселенных центральных и южных провинциях), крайне редко использовались водяные механизмы, не использовались ветряные и т.п.
Кроме того, такая ситуация способствовала и тому, что некоторая часть разоренных крестьян становились либо бродягами нищими (流氓 liúmáng), либо пополняли категории разбойников или бандитов (土匪 tǔfěi), либо ряды тех, кто должен был с ними бороться в качестве бойцов местных охранных отрядов или стражников «больших домов» и крупных землевладельцев. Также можно было попробовать завербоваться в сельское ополчение (民团 míntuán) и войска «Зеленого знамени» (绿营 lùyíng), формировавшихся обычно из ханьцев.
Крестьянство в Китае было сильно неоднородным в хозяйственном отношении. Не было общинной собственности и подворное землевладение в сочетании с арендной системой способствовало развитию сильного имущественного неравенства. Простой крестьянин не имел возможности заниматься боевыми искусствами. С утра до позднего вечера, он должен был решать вопросы выживания себя и своей семьи. Боевыми искусствами занимались люди по большей части обеспеченные.
Обычно выделяют следующие категории деревенских богатеев в старом Китае:
- «шэньши» (绅士 shēnshì), например, местные помещики и отставные чиновники, люди ученого сословия, которые в знак обладания статуса носили большой пояс (кушак) со свисающими концами как атрибут парадного или официального платья;
- члены сельской общины(土霸 tǔbà), жившие за счет эксплуатации чужого труда;
- представители богатых семей (дворов) (大户 dàhù);
- зажиточные крестьяне – «кулаки» (富农 fùnóng);
В качестве арендной платы, богатые землевладельцы получали зерно и прочие продукты натурального хозяйства. Однако лишь минимальную часть они пускали на рынок, основную же используя в качестве ростовщического фонда. Это давало гораздо большую выгоду по весне, когда большинство реальных производителей исчерпывало свои запасы.
Кроме того, у богатых хозяйств был крайне высокий внутренний уровень потребления зерна, т.к. местные богатеи (土霸 и 大户 dàhù) обычно содержали свои личные охранные структуры, тюрьмы, обладали правом частного суда и наказания над провинившимися.
Для подавления возможных возмущений, ими содержались специальные помещичье-кулацкие охранные отряды «туаньлянь» (團練 tuán liàn) и сельское ополчение «сянъюн» ( 鄉勇 xiāng yǒng), сформированные из зажиточных слоёв крестьянства - владельцев земли. Этими отрядами командовали «шэньши», богатые землевладельцы и главы крупных кланов, т.н. «цзунцзу» (宗祖 zōngzǔ).
В качестве примера, можно привести активное участие помещичьих дружин и сельского ополчения северных провинций, например Шаньси (山西 Shānxī), помогавшим властям в борьбе против остатков крестьянской армии Ли Цзычэна (1605 -1645, 李自成 Lĭ Zìchéng).
Вдохновленные успешными действиями У Саньгуя (1612 -1678, 吳三桂 Wú Sānguì), местные богатеи не только направляли свои отряды против повстанцев, но также и активно способствовали сокращению социальной базы крестьянской борьбы. Например, в таких антиповстанческих акциях участвовал известный мастер синьицюань Цзи Цзикэ (1602-1680, 姬際可 Jī jìkě) по прозвищу Лунфэн ( 龙峰 Lóngfēng) из уезда Пучжоу (蒲州 Púzhōu).
Надо отметить, что войска У Саньгуя и «знаменные войска» маньчжур (八旗制度 bāqí zhìdù) на тот момент встретили крайне благожелательное отношение со стороны землевладельцев, чиновников и прочих категорий богатых людей. Отряды «сянъюн» ( 鄉勇 xiāng yǒng) во главе с «шэньши» (绅士 shēnshì) всеми доступными ими средствами помогали им наводить в своих уездах «порядок и спокойствие», уничтожать повстанцев, которые именовались «ворами и разбойниками» (盗贼 dàozéi – возможно более точно в данном контексте будет «разбойники и смутьяны»).
В провинции Шаньдун подобные отряды были широко распространены и обладали хорошими практическими навыками из-за необходимости противостоять регулярным набегам пиратов (倭寇 wōkòu), и эти силы самообороны позволили достаточно быстро стабилизировать ситуацию в провинции – в пользу маньчжур. Заняв провинцию «к северу от горы Тайшань» (泰山 Tàishān), маньчжуры разместили гарнизон в столице провинции г. Цзинань (济南 jǐ’nán) и в ряде других ключевых мест Севера Поднебесной. И тут же впервые столкнулись фактически с партизанским движением против их завоевания, с так называемыми «отрядами из вязовых рощ» . Здесь любопытно созвучие наименований этих отрядов (榆林兵 yúlínbīng ) с названием... дворцовой гвардии (御林军 yùlínjūn), но это требует дополнительных исследований.
А вот на Юге Китая было несколько иначе. У южнокитайских чиновников, землевладельцев и «шэньши» особой необходимости в союзе с захватчиками против местных пейзан не было, так как их не сильно затронула Крестьянская война 1628-1647 годов...
Последние столетия правления Цинской династии ознаменовались качественными демографическими изменениями, повлекшими за собой серьезные проблемы для населения страны. Согласно современным исследованиям резко возросла плотность населения. Если в 1664 году страну населяло всего 92,648 миллиона, то в 1724 году - 126,11 миллионов, а в 1834 году уже 401 миллион. Соответственно уменьшилась площадь пашни на душу населения: в 1661 году было 5,2 му (亩mǔ =1/15 га), но уже в 1766 упала до 3,8 му и в 1833году составила всего 1,8 му.
В итоге цены на рис возросли в 5-6 раз, а реальная заработная плата уменьшилась в полтора раза и приблизилась к голодному минимуму. Средняя продолжительность жизни снизилась с 43 лет в 1798 -1801 годах до 33 лет в 1837-1840 годах. Эта проблема малоземелья эпохи Цин отражена в известной поговорке – «людей много, земли – мало» (人多地少rén duō dì shǎo). Местное чиновничество докладывало в столицу: «Население растет, и сто бед происходят прежде всего от того, что население слишком велико». При этом крестьянство в Китае было сильно неоднородным в хозяйственном отношении, не было общинной собственности. Подворное землевладение в сочетании с арендной системой способствовало развитию сильного имущественного неравенства, причем 70-80% крестьян были заложниками кабальной системы аренды и субаренды земли.
Конфуцианский ученый Хун Лянцзи (洪亮吉 Hóng Liàngjí 1746—1809), обладатель высшей ученой степени «цзиньши» ( 进士 jìnshì) и член академии Ханьлинь ( 翰林院 Hànlín Yuàn), представил двору трактат с предупреждением о грядущих бедствиях. «Количество земли и жилья может увеличиться в 2 раза, в крайнем случае в 3-5 раз, в то время как население возрастет в 10 или в 20 раз. Знает ли природа средства от перенаселения? Наводнения и засухи, болезни и эпидемии – вот что предлагает нам природа в качестве лекарства».
Пророчество Хун Лянцзи не замедлило сбываться: началась череда практически непрерывных крестьянских восстаний, неоднократно вспыхивала эпидемия холеры. По рассказам очевидцев, из каждых девяти ворот столицы каждый день вывозили до восемьсот трупов. Несколько раз низовья Янцзы жестоко пострадали от сильного наводнения, из всех провинции постоянно докладывали о стихийных бедствиях, наводнениях, неурожаях, голоде…
Историк и философ Фань Вэньлань (范文瀾 fàn wénlán, 1893-1969 ) пишет в «Новой история Китая» («中国近代史» zhōngguó jìndàishǐ) о жизни в деревне в те времена: «Поля заброшены, повсюду виднеются кости, не курятся дымки в очагах. Немногие оставшиеся в живых днем собирают дикие травы, чтобы утолить голод, ночью - спят на голой земле».
В хронике «Дунхуалу» ( «东华录» dōnghuālù) только в период с 1841 по 1849 год было зарегистрировано более 110 восстаний в различных провинциях страны. Также было несколько особо крупных бунтов, таких как Тайпинское (太平天国之乱 tàipíng tiānguó zhī luàn) в 1850—1864 г.г., восстание «красноголовых» (红头军起义 Hóngtóujūn qǐyì ) в 1854—1862 г.г., восстание нянцзюней (捻军起义, Niǎnjūn qǐyì) в 1852—1868 г.г., восстание ихэтуаней (义和团运动 yìhétuán yùndòng) с 1898 по 1901 г.г.
Продолжение следует….
Моисеев Дмитрий Борисович, СПб , 2018