Найти тему

Самая крупная катастрофа в истории авиации - трагедия в Тенерифе

Оглавление

583 погибших и 61 выживший. Два больших самолета, из которых практически ничего не осталось. Десятки вопросов, на которые требовало дать ответ международное общественное мнение. Сорок один год назад произошло крупнейшее бедствие гражданской авиации.

Фото parool.nl
Фото parool.nl

Это был обыкновенный спокойный день. Канарские острова давно привлекают туристов, ищущих релакса, воды и солнца. К сожалению, 27 марта 1977 года вошел в историю как черный день ​​авиации. Случилось то, что, казалось, никогда не должно было случиться. Столкнулись два Боинга 747. Более того, они столкнулись на земле.

Террористический рикошет

Машины линии KLM 4805 (из Амстердама) и PanAm 1736 (из Нью-Йорка) вообще не должны были отправляться на Тенериф. Назначением обоих рейсов был аэропорт Гран-Канария, расположенный в районе Лас-Пальмас. Однако оказалось, что Гран-Канария внезапно закрылась. Причина? Канарские сепаратисты, борющиеся за независимость островов Испании, подложили в аэропорту взрывчатку. Взрыв одного устройства ранил нескольких человек, а подрывники угрожали взорвать другое. Самолеты, которые должны были приземлиться в Лас-Пальмас, вернулись на Тенериф.

Фото wikipedia.org
Фото wikipedia.org

Там, в маленьком и скромно оборудованном аэропорту, непригодном для интенсивного движения, началось волнение, которое сотрудники контрольной башни еще не видели. Одна за другой приземлялись пять мощных машин, полных недовольных пассажиров. Утомленные многочасовыми полетами, люди неожиданно оказались совсем не там, где планировалось, и неизвестно, когда доберутся до места назначения. Двое диспетчеров метались на башне как угорелые, пытаясь контролировать ситуацию, но две вещи они не могли знать. Во-первых, когда откроется аэропорт Гран-Канарии, а во-вторых - погоду.

Затишье перед катастрофой

Только через несколько часов снова был открыт аэропорт недалеко от Лас-Пальмаса. Капитан KLM, опытный и уважаемый Джейкоб Вельдхуйзен ван Зантен, использовал время для заправки самолета. В это время пассажиры могли выйти на улицу, чтобы размяться. Капитан KLM заправился не только на полет до Лас-Пальмаса, но и на обратную дорогу в Амстердам. Это должно было сэкономить драгоценное время пилотов - превышение рабочего дня даже на минуту обязывало провести ночь на Канарских островах.

«Заземление» пилотов на Тенерифе означало, в свою очередь, обязанность обеспечить ночевку всех пассажиров за счет авиакомпании и вернуться в Амстердам только на следующий день. Голландская команда было решительно настроена как можно скорее улететь из Тенерифа. Как выяснилось позже, наполнение резервуаров большим количеством топлива привело к смертельным последствиям.

Вылет в тумане

Между тем, погода в Лос-Родеос, расположенного в горной местности, начала ухудшаться. На взлетно-посадочную полосу сел густой туман. Диспетчеры не имели радаров для «отслеживания» самолетов на своем аэродроме. Им пришлось верить на слово экипажам данных машин. И, как выяснилось, слова определили жизнь и смерть.

Фото wikipedia.org
Фото wikipedia.org

KLM начал выруливание только перед 17:00. Достигнув конца взлетно-посадочной полосы, он сделал разворот на 180 градусов. И сразу же после 17:00 самолет PanAm начал выруливание. Башня поручила им съехать с полосы - экипаж не понял, был ли это первый (first) или третий (third) съезд. Английский у диспетчеров, пребывающих в стрессе, оставлял желать лучшего. Когда PanAm выруливал на полосе, а пилоты громко обговаривали, о каком съезде идет речь, KLM встал в исходное положение. «Мы стартуем», - сказал капитан Джейкоб Вельдхуйзен ван Зантен диспетчерам в башне.

Между словами

Однако башня не позволила KLM стартовать. «Хорошо, будьте готовы взлететь, я оповещу вас», - сказал диспетчер. Однако экипаж KLM услышал только «хорошо». На другую часть сообщения были наложены помехи экипажа PanAm, который в панике информировал башню, что их самолет все еще находится на полосе и они сообщат, когда с нее съедут. Но капитан голландского самолета этого не услышал. Он начал разгонять Боинг, наполненный топливом. Перед диспетчерами расстилался туман. Они не видели, что происходит на взлетно-посадочной полосе.

Когда экипажи обоих самолетов это поняли, было уже слишком поздно. PanAm делал все, чтобы сойти с пути взлетающего KLM, но времени не хватило. Капитан голландской машины отчаянно пытался оторваться от земли, но со всем лишним топливом это было слишком тяжело. Со скоростью 290 км/ч KLM столкнулся с PanAm, отрезав верхнюю часть пассажирской палубы и залив ее топливом. При этом он потерял два двигателя и получил другие серьезные повреждения. Через мгновение он упал на землю.

Фото thesun.co.uk
Фото thesun.co.uk

Все на борту KLM скончались на месте. Осталась живой только недисциплинированная пассажирка, нарушившая правила и не вернувшаяся на борт после того, как голландский экипаж позволил пассажирам покинуть самолет для дозаправки. Внутри KLM разгорелся пожар. PanAm также стоял в огне, но 61 человек смог из него спастись. Это были те, кому удалось мгновенно эвакуироваться с самолета. В общей сложности в результате крушения на Тенерифе погибло 583 человека. Контроллеры заметили дым на летном поле, но они не осознавали, что столкнулись две машины. Пожарные только через 20 минут после их прибытия на место поняли, что в аварию попал не только KLM, но и PanAm. Те, кто выжил во втором самолете, были сняты на видеофильм во время бегства от горящей машины.

Метод черного ящика

Этот случай потряс международную общественность. Среди десятков вопросов, сформулированных на разных языках, были и такие: как это возможно, что две современные машины могли так просто столкнуться. Однако расследование причин аварии показало, что эта трагедия произошла не случайно.

Фото 3dwarehouse.sketchup.com
Фото 3dwarehouse.sketchup.com

Организация Международной гражданской авиации изменила правила, чтобы предотвратить подобные бедствия в будущем. Среди прочего, она внесла в каталог самые важные термины, используемые между диспетчером и экипажем, чтобы общение было более четким. Одним из самых важных изменений было резервирование термина «старт» только в ситуации, когда диспетчер дает разрешение на вылет самолета в данный момент. С того времени пилоты обязаны повторять команды диспетчеров полными предложениями вместо того, чтобы небрежно поддакивать. Благодаря этому можно быстрее сориентироваться при возникшем недоразумении между пилотами и диспетчером.

И хотя государства, граждане которых были жертвами этой катастрофы, так до конца и не согласились в вопросе, кто в какой степени виновен, мир авиации сделал выводы из этой большой трагедии. Учиться на ошибках (особенно драматических) – это возможность повысить безопасность полетов. С этой точки зрения, смерть более полтысячи человек не была напрасной.