Найти тему
Наталья А. Шатц

САМОЗАГОН В БЕЗЫСХОДНОСТЬ,

или КАК ОБРЕЧЬ СЕБЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ИМПОТЕНЦИЮ...

Есть у человечества одна беда: мы обладаем абстрактным мышлением. Оно наделяет воображением, способностью фантазировать — и мечтать. Это с одной стороны.
С другой же, именно благодаря ему большинство из нас становятся… импотентами. Причем, вне зависимости от биологического пола.


И речь, как ты понимаешь, вовсе не о сексуальной дисфункции. Нет, я говорю об импотенции психологической. О блокировании жизненной энергии, естественной активности. Ведь что такое импотенция — в общем смысле? Упрощенно, это когда ты хочешь, но не можешь.
Например, ты знаешь свои потребности, но ничего не делаешь для их реализации. Ты в контакте со своими желаниями (что тоже не такая уж частая история нынче), ты даже в курсе, что нужно для их исполнения — но ничего не предпринимаешь. Ты знаешь, куда тебе надо двигаться — но стоишь на месте.
И. конечно же, ты находишь множество вполне убедительных причин, оправдывающих твое бездействие.

Кстати: этот “поиск причин” является механизмом психологической защиты — рационализацией.

И да, ты веришь в эти причины, веришь в их непреодолимость. Но истина на самом деле одна: всегда во всем нас останавливает только СТРАХ. Это стоп-эмоция, обездвиживающее, лишающее активности чувство.

При чем тут абстрактное мышление, спросишь? Объясню.
Ты же помнишь, насколько важен страх? Он — наш защитник, он стоит на страже нашей выживаемости. Но! Страх как таковой бывает двух видов:

  • рациональный: когда есть РЕАЛЬНАЯ угроза твоим жизни или здоровью.
  • иррациональный: когда реальной угрозы жизни и здоровью нет, но пугающие нас события обращаются к нашему глубинному бессознательному страху смерти.

Например, если ты перебегаешь дорогу в неположенном месте, да еще и в темноте, угроза твоей жизни — реальна. А значит, и страх рационален. А если тебе нужно попросить кого-то о чем-то, но ты боишься, твой страх иррационален. Ибо боишься ты, понятное дело, отказа. Который тебя не убьет, не так ли? По крайне мере, не убьет физически.

Так вот, именно абстрактное мышление и является “родителем” наших иррациональных страхов. Ибо когда нет реальной угрозы жизни и здоровью, мы боимся, по сути, своих… фантазий. Воображаемых опасностей.

-2
В этом смысле весьма показателен диалог, что в разных вариациях нередко происходит у меня с клиентами:
Я: Чего ты боишься?
К: Будущего…
Я: Разве оно существует?
К: Нет. Но ведь я о нем думаю… я думаю, КАКИМ оно может быть!
Я: То есть, не зная наверняка, ты придумываешь, фантазируешь?
К: Ну, получается так…
Я: То есть, ты боишься своих фантазий?
К: …

Понимаешь? Мы сами себе рассказываем страшные сказки с лейтмотивом: “А вдруг случиться....?” и тем самым загоняем себя в стопор. Обездвиживаем. Лишаем активности, лишаем энергии к действию. Мы закошмариваем себя, превращая в психологических импотентов.