Я наткнулась на эту книгу почти случайно, и зацепило меня описание. Если конкретней - описание мира.
"С тех пор с неба в Последней империи сыплется пепел, солнце — цвета крови, а ночью мир обволакивает таинственный туман, отбирающий у людей душу". Вот эта фраза.
Люблю постапокалипсисы, а это был явно он, еще и магический. Ни разу не читала такого, обычно мне попадался пост-ап, который тяготеет к реализму, так что сразу внесла в список на чтение и не пожалела.
3,5 из 5.
Пусть сюжет вторичен, а герои отдают картоном, толстый том прочла на одном дыхании. Но здесь важно, что от young adult я хочу прежде всего эффектной картинки в своем воображении и эмоций, ждать от жанра блестяще проработанных сюжетов и персонажей приходится редко, и это определенно типичный случай.
Красиво, эффектно, не жалею о прочтении, но перечитывать через много лет не буду.
Кто автор?
Брендон Сандерсон — американский фантаст, предпочитает писать фэнтези, помогал Роберту Джордану заканчивать цикл "Колесо времени". Читатели, судя по отзывам, любят его за крутые, продуманные сеттинги и необычные магические системы. Отдаю должное, в "Пепле и стали" есть и то, и то. Обязательно прочту и другие его книги.
На Livelib про него хорошо написано, с выдержками из интервью https://www.livelib.ru/author/162944-brendon-sanderson
О чем книга?
Великий герой когда-то спас мир, но тот медленно умирает под слоем падающего с неба пепла и лишился почти всех животных и растений. С людьми не лучше. Процветает расизм, утверждающий, что рабы-скаа — низший вид, террисане годны только на роль прислуги, аристократы по праву рождения выше всех, ибо владеют алломантией, а верховный правитель и вовсе осколок бога. Система типичная, больше всего напоминает крепостничество, вот только распространенное на весь мир. Еще лорд-правитель умудрился сделать так, что от сотен религий и языков осталось ровно по одному действующему экземпляру.
В результате живой бог правит империей угнетения, жестокости и массовых смертей — колоссом на глиняных ногах. И, конечно, находятся отважные мятежники, которые решают свергнуть темного властелина.
Конец немного предсказуем, но это книгу не портит.
Что понравилось?
Да-да, сеттинг и магия. И то, и то оригинально — и потому увлекает. Особенно магия, несколько отдающая фен-шуем, но все равно самобытная, тщательно продуманная — отлично.
Динамика сюжета. Не успевала заскучать, постоянно что-то происходило.
Красивые боевые сцены. Описано так, что видишь их у себя в голове. Наверняка и экранизация будет эффектная, если на спецэффекты не поскупятся.
Некоторые сюжетные повороты.
Марш. Персонаж, не слишком однозначный и потому похожий на живого человека. Поэтому понравился больше всех.
Момент с судьбой Рина — очень тронул.
Несколько чеховских ружей.
"Туманные призраки". Жуть.
Хороший клиффхенгер. Мне интересно, почему вроде как спасенный от Бездны мир оказался в таком, откровенно плохом состоянии и почему верховный лорд сказал в конце то, что сказал.
Что не понравилось?
Текста много, но герои всегда раскрыты с одной стороны и по уши набиты клише, которых так много, что и перечислять не буду. Черно-белый мир. Даже когда автор пытается показать персонажей с другой стороны, у него не слишком получается. Только в конце мелькает что-то интересное про верховного лорда. Каждого героя можно определить одним ярлыком. Кельсер - свихнувшийся на почве мести гений, Вин - Мэри-Сью, пусть и симпатичная, Сэйзед - мудрый наставник и так далее.
Линия с Элендом выглядит довольно натянутой — слишком резко это все происходит с его стороны, стороны пресыщенного, с юности избалованного женским вниманием лорда. Он, к слову, вообще чересчур идеальный и потому картонный.
Линия с Мэйр тоже неубедительна. То ли было предательство, то ли не было, а потом она трагично умерла, а еще дочку хотела и носила картинку с цветком — не вижу за этим человека. Нет.
Пара роялей (например, с запиской, позволившей Вин ощутить просветление и найти решение некой задачи).
Вторичность! Про это подробнее ниже.
Внимание, в тексте ниже будут спойлеры.
Если вы их не любите - крутите сразу к обложкам, они круто сделаны.
Общий концепт внезапно напомнил аниме. Смотрели "Гуррен-Лаган"? Если да, то поймете, о чем я. Если нет, то советую посмотреть - великолепная вещь, а пока просто скажу главное, потому что подробности потребуют слишком много текста: герои и сюжетные развязки совпадают процентов на 80. Это очень много. Конечно, в общих чертах, но если бы эти два произведения были животными, палеонтологам через миллион лет пришлось бы потрудиться, чтобы отличить их по скелетам.
Очень много шаблонов, типичных для сказок всех народов мира, и главный из них — сбор дружины, каждый человек в которой умеет что-то особенное. Кельсер собрал друзей, каждый из которых мастер в своей области — классика же. Наблюдатель, например, — тот человек, который приложил ухо к земле и услышал, как растет трава, и так далее.
Линия с Элендом это, конечно, история Золушки, а еще Покахонтас. Из диснеевских принцесс можно вспомнить и Жасмин, только здесь герои меняются полами: уличная девчонка становится возлюбленной наследника сильнейшего из Великих домов. Есть кое-что и от "Красавицы и чудовища": Эленд вечно с книгами, а в его Крепости полно витражей. плюс отношения между умницей из низов и красавчиком из высшего света, которого она поначалу считает уродом.
Образ верховного лорда словно скатан с лорда Озая из "Легенды об Аанге". У него даже тонкие металлические браслеты на предплечьях есть! Но по сути лорд — это Кощей Бессмертный. Жгли его, голову рубили, кожу сдирали — а вот он, все еще здесь, живой и невредимый. Только иглу с собой носит, к тому же в двух экземплярах, обернутых вокруг рук. Или Палпатин. Лорд, уничтоживший джедаев, роль которых у Сандерсона исполняют хранители, обладающий огромной силой, построивший империю на развалинах других государств, но начинавший при этом как человек хоть и жестокий, но уважаемый. Бездну в таком случае вполне можно рассматривать как аналог Темной стороны силы.
Ход с отцом Вин похож на знаменитый из "Звездных войн", но опять же инверсированный.
— Он мой отец.
— Не-е-е-е-е-ет!
Добавлю про "Легенду об Аанге": алломантия имеет определенное сходство с металбендингом, открытым Тоф, а на образ столицы Лютадели легко проецируются картины Ба Синг Се. Если вспомнить, что пленников в Ба Синг Се иногда отправляли под город, в полные кристаллов пещеры, то можно углядеть сходство с Ямами Хатсина.
Атиум (весьма напоминает сокращение от "анобтаниум") - это Пряность из вселенной Дюны, вещество, которое дает проглотившему его особые способности и на котором строится вся экономика. Более того, Пряность позволяла некоторым людям видеть вероятности. Совсем как атиум.
Марш и Кельсер очень похожи на Майкрофта и Шерлока Холмсов. Оба весьма одарены, хотя один более талантлив. У них сложные отношения, но они любят друг друга. Марш, подобно Майкрофту, не слишком общителен и становится одним из важнейших государственных чиновников. "Он состоит на службе у правительства. И так же верно то, что он подчас и есть само правительство" - это впоследствии можно будет сказать и про Марша. А еще они оба высокие и массивные. Кельсер подобно Шерлоку более сумасброден и социален, а также любит составлять сложные планы, которые ведут его к выигрышу, хотя окружающие просто сидят в шоке от его действий.
Хранители знаний - однозначно "451 градус по Фаренгейту". Правительство преследует людей, которые хранят в себе память человечества - первая ассоциация идет с Брэдбери, конечно.
Та самая комната в центре дворца, которая оказывается маленьким домиком с простым интерьером и кучей памятных вещей, подозрительно напоминает домик Петра I в Петербурге.
Дворец в свою очередь напоминает Минас Моргул: множество черных шпилей, откуда появляются отмеченные правителем воины устрашающей внешности и необыкновенной силы, причем эта сила увеличена искусственно с помощью металлических предметов. Инквизиторы также несут в себе приветы из Warhammer и Hellraiser. А то, что дворец давит на весь город и вообще является самым большим зданием в Лютадели, напоминает Тир из "Колеса времени".
Точно. Помните скандал, разразившийся, когда зрители вдруг обнаружили, что Пандора из "Аватара" Кэмерона неслабо напоминает Пандору из книг Стругацких? Так вот, в Лютадели есть сетка "точек лести", в которых сидят специально обученные люди и мысленными волнами гасят любые революционные настроения. Привет Максиму Камереру.
Харизматичный мужчина собирает вокруг себя банду профессиональных воров и жуликов всех мастей, желая отомстить человеку, отнявшему у него любимую женщину. "Пепел и сталь" или "Одиннадцать друзей Оушена"?
И последняя деталь. Рожденные туманом носят плащи из летящих по ветру лент. Похожие плащи из множества лоскутков носят профессиональные менестрели в мире "Колеса времени", над которым работал мистер Сандерсон.
А теперь обложки.
У всей этой серии очень стильные обложки.
До встречи среди букв.