В воскресенье в Венгрии прошли парламентские выборы. Победитель известен: нынешний премьер-министр Виктор Орбан и его партия ФИДЕС. Вопрос был только в том, получат они конституционное (две трети мест в парламенте) или простое большинство? До самого недавнего времени большинство было именно конституционным, и им не стеснялись пользоваться. Но на недавних промежуточных выборах случилось то, что оппозиция называет не иначе как чудом: ФИДЕС лишилась конституционного большинства. Вернула она себе это большинство в воскресенье и Виктор Орбан стал премьер-министром в третий, рекордный для демократической Венгрии раз.
Прошедшие за пару недель до выборов опросы общественного мнения говорили: у ФИДЕС около 50% голосов, и ввиду сложностей избирательной системы, как по факту получилось, этого оказалось вполне достаточно и для третьего подряд премьерского срока, и для конституционного большинства. Лидер «радикально-патриотической» партии «Йоббик» Габор Вона считал, что баланс сил может измениться только в случае высокой явки: «Явка в 70% почти наверняка приведет к изменениям в правительстве». А все потому, что 29% избирателей не имеют партийных предпочтений. На прошлых выборах явка была 62%.
В сентябре 2015 года, собирая материалы для проекта «Без железного занавеса», я встречалась с Габором Воной. Тогда у его крайне правой партии была не лучшая репутация: ее (и самого Вону) среди прочего обвиняли в антисемитизме. Но поддержка у избирателей была: на выборах 2014 года «Йобббик» получил 11.56% голосов и 23 места в парламенте, став третьей политической силой в стране. Я спрашивала у него тогда, не боится ли он, что ФИДЕС, стремительно правеющая на фоне миграционного кризиса (беженцы сидели на вокзалах в центре Будапешта), перетянет к себе часть электората «Йоббика»? Он отвечал, что поправение венгерской политики неизбежно. Так и случилось: Орбан и его партия стали заметно правее, а «Йоббик» сегодня с оттенком сарказма говорит о том, что рада видеть, как пункты ее программы выполняет нынешнее венгерское правительство. Габор Вона, между тем, дрейфует в сторону центра, более того: принес извинения евреям и цыганам за радикальные высказывания своей юности. Сегодня ему 39, и, судя по европейской тенденции омоложения политики, будущее за ним. Поверили ему не слишком, видя в этом скорее холодный расчет, чем искреннее прозрение, но сегодня «Йоббик» – вторая политическая сила в стране. Хотя ФИДЕС ей не победить, только если немного подвинуть.
Проблема оппозиционных партий в Венгрии – разобщенность. Они согласны в том, что Виктор Орбан – угроза для гражданского общества, верховенства закона и свободы высказываний. В чем они согласиться не могут, так это в стратегии борьбы с ним. Хотя перед нынешними выборами сделать кое-что все же удалось: на многих избирательных участках кандидату от ФИДЕС противостоит только один оппозиционный кандидат, а не по кандидату от каждой партии, как это было до сих пор. Это достижение, ради которого политикам пришлось поступиться не только партийной гордостью, но и партийной кассой: партии получают денежные дотации в зависимости от результатов выборов. Но успеха как мы видем, это не принесло.
Главная тема предвыборной кампании действующего премьер-министра – миграция. И хотя, как утверждает Партия двухвостой собаки, сделавшая абсурд и сарказм своим главным оружием, «НЛО венгры встречали чаще, чем беженцев», стратегия Виктора Орбана работает. Как работает и другая его стратегия – против Джорджа Сороса. Который, кстати, когда-то оплатил учебу молодого, перспективного и антисоветски настроенного политика в Оксфорде. Но пришло время расстаться с кумирами молодости, и Венгрия увешана плакатами, на которых Сорос обнимается с оппозицией, и все вместе они пытаются уничтожить ограждение против мигрантов, которое Венгрия выстроила на границе с Сербией.
Самое интересное в предстоящих выборах – цифры: 48,49% набрала ФИДЕС, 19,5% "Йоббик" и 12,35% "Социолистическая партия Венгрии".