Современные автомобили оборудованы множеством систем, повышающих безопасность дорожного движения. Одной из таких систем является ESP (расшифровывается как Electronic Stability Program, электронная система устойчивости).
Она является дальнейшим развитием антиблокировочной системы (ABS) и предназначена для предотвращения заноса при резком повороте.
Начиная с ноября 2011 года все автомобили, продаваемые в Европе, должны быть оборудованы этой системой.
Эксперты по дорожной безопасности считают её внедрение самым значимым достижением после изобретения ремней безопасности. По их мнению, если бы подобной системой были бы оборудованы все автомобили на дорогах, то это снизило бы число смертельных аварий примерно на треть. Что же это за чудодейственная система и как она помогает удержать автомобиль от заноса?
Принцип работы ESP
Ноу-хау системы ESP — это микроконтроллер, отслеживающий в реальном времени сигналы от датчиков и управляющий торможением колёс и оборотами двигателя в случае, если датчики покажут отклонение от курса, заданного водителем. Один из датчиков сообщает об угле поворота руля, другой — о реальном повороте машины вокруг своей оси. Как только эти два показателя начинают расходиться, контроллер делает вывод о том, что машина вышла из-под контроля водителя и принимает соответствующие меры.
Например, если на заднеприводном автомобиле во время поворота начнется занос ведущей оси, то ESP станет подтормаживать внешнее переднее колесо, одновременно сбрасывая обороты двигателя.
Таким образом создаётся противодействие пробуксовке, и она становится более мягкой и плавной. Это позволяет компенсировать ошибки водителя при резком повороте или попадании на скользкий участок трассы.
Разработка и внедрение ESP
Система ESP была спроектирована в ходе совместной работы Mersedes-Benz и Bosch и закончена в 1995 году. Показать её эффективность удалось только в 1998 году, когда был выпущен первый компактный Mersedes-Benz A-класса. При разработке этого автомобиля инженеры допустили ряд просчётов, в результате автомобиль получился неустойчивым при резких поворотах и провалил независимые тесты, опрокинувшись при выполнении маневра "переставка".
Mersedes-Benz отозвал автомобили и приостановил их продажи. Но терять уже выпущенные машины не хотелось, и инженеры решили попытаться исправить ошибки проектирования, установив систему ESP.
Это сработало — автомобиль стал более устойчивым и перестал опрокидываться. После этого случая система стала стандартным компонентом не только для Mersedes А-класса, но и для S-класса, E-класса и других моделей.
Распространение
Лидером в производстве систем ESP является фирма Bosch, и многие производители предпочитают использовать её системы, вместо того, чтобы разрабатывать свои. К 2010 году системой ESP были оснащены 41% всех легковых автомобилей, выпущенных во всем мире.
Должен знать каждый:
Бесполезные понты в машине, за которые мы переплачиваем
Как определить качество бензина подручными средствами
Почему в Испании нет Pajero? Но зато есть Montero
Жми палец вверх
Хочешь получать каждый день ещё больше полезной информации? Подпишись на наш блог: Auto4sell