Найти в Дзене

На своём месте: тест Renault Duster Dakar

Оглавление

Текст: Антон Ширяев; Фото: Renault

  Duster  – настоящий герой провинциальных дорог и направлений. 80% кроссоверов  покупают с полным приводом, а на автомат приходится лишь 15% продаж. А  вот доля дизельных машин постоянно растет и за последний год удвоилась и  достигла 20%.
Duster – настоящий герой провинциальных дорог и направлений. 80% кроссоверов покупают с полным приводом, а на автомат приходится лишь 15% продаж. А вот доля дизельных машин постоянно растет и за последний год удвоилась и достигла 20%.

Renault Duster –машина по-своему культовая, ведь на протяжении нескольких лет именно румыно-французский внедорожник оставался самым популярным кроссовером нашей страны. Но в последние годы его популярность неизменно падает –машина потихоньку устаревает, китайские конкуренты сделали огромный скачок вперёд, а в этом году по позициям Duster был нанесён решающий удар со стороны соплатформенного кроссовера Kaptur и Hyundai Creta. Последняя с момента своего дебюта уверенно удерживает звание самого популярного кроссовера России и победить по итогам года корейский автомобиль не сможет только в силу того, что дебютировал в середине года.

В  ходе рестайлинга 2015 года Duster получил новые передние фары со  встроенными ходовыми огнями, крупноячеистую решётку радиатора, массивный  поперечный брус с фирменным ромбом и новые передние бампера с  серебристыми декоративными вставками.
В ходе рестайлинга 2015 года Duster получил новые передние фары со встроенными ходовыми огнями, крупноячеистую решётку радиатора, массивный поперечный брус с фирменным ромбом и новые передние бампера с серебристыми декоративными вставками.

Неужели Duster можно хоронить? И кому он вообще нужен? Вполне правомочные вопросы, учитывая весьма негативное впечатление, которое оставил у нас по итогам теста в Москве полноприводный Nissan Terrano с автоматом. Японский кроссовер разочаровал нас убогим и достаточно тесным интерьером, полным эргономических проколов, слабой динамикой разгона, большим расходом топлива, излишними кренами и тяжеленным рулём. Словом, в городе Terrano – не лучший вариант. А ведь от Duster он отличается только элементами дизайна да мультимедиа-системой. Чтобы понять, чем Renault может бить конкурентов, мы отправились в Грузию на тест-драйв Duster в новой комплектации Dakar.

В  ралли «Дакар» Renault Duster участвует с 2013 года. Причём постройка  прототипа Duster T1 с бензиновым V6 3.5 была частной инициативой  аргентинской команды. Результат был соответствующим –лишь 29-е место.
В ралли «Дакар» Renault Duster участвует с 2013 года. Причём постройка прототипа Duster T1 с бензиновым V6 3.5 была частной инициативой аргентинской команды. Результат был соответствующим –лишь 29-е место.

Южноамериканский герой

В России мало кто знает, но Renault Duster уже не первый год участвует в главном ралли-марафоне планеты. Конечно, этот прототип имеет мало общего с серийным кроссовером. В его основе лежит пространственная рама, внешние панели выполнены из углепластика, в подвеске применены по два амортизатора Reiger с выносными резервуарами, а под капотом установлен многолитровый атмосферник. Впервые французский автомобиль вышел на старт «Дакара» в 2013 году, и тогда под капотом стоял атмосферный V6 3.5 производства Nissan мощностью 306 л.с. Но этого показалось мало, и уже в 2014 году прототип получил 5.0-литровый V8 Nissan VK50VE мощностью 387 л.с.

В  2015 году подход изменился – на аргентинскую инициативу обратили  внимание в головном офисе. В команду пришли деньги и специалисты из  Renault Sport, а под капотом Duster прописался могучий V8 5.0. Но пока  Renault борется лишь за попадание в 20-ку лучших.
В 2015 году подход изменился – на аргентинскую инициативу обратили внимание в головном офисе. В команду пришли деньги и специалисты из Renault Sport, а под капотом Duster прописался могучий V8 5.0. Но пока Renault борется лишь за попадание в 20-ку лучших.

Увы, для борьбы за победу в абсолютном зачёте даже этого оказалось мало: в прошлом году экипажи Renault финишировали на 18 и 19 местах. И это можно считать успехом, ведь в первые годы французы даже не могли попасть в 20-ку лучших. Тем не менее, учитывая скромный бюджет команды, выступающей на Duster, и большое количество заводских прототипов топового уровня, такой результат тоже можно считать успехом. В российском офисе Renault решили отметить факт выступления марки в супермарафоне и получили официальное разрешение на использование бренда Dakar на своей продукции. Собственно, так и появилась версия Duster Dakar.

На  этом фото видны почти все отличительные черты версии Dakar: наклейки на  двери с названием ралли-рейда и узором, 16-дюймовые диски Black Thema,  изображение бедуина на передней двери и расширители арок. Не попали в  кадр только коврики, накладка на пороги и бампер со словом Dakar.
На этом фото видны почти все отличительные черты версии Dakar: наклейки на двери с названием ралли-рейда и узором, 16-дюймовые диски Black Thema, изображение бедуина на передней двери и расширители арок. Не попали в кадр только коврики, накладка на пороги и бампер со словом Dakar.

Московский стиляга

От обычного Duster версия Dakar отличается исключительно декором: расширители арок из некрашеного пластика, красивые чёрно-серые диски, наклейки на задних дверях и накладки на пороги с названием спецверсии, да стильные коврики. «Дакаровским» может быть любой полноприводный Duster вне зависимости от двигателя, а для кроссовера их предлагается три: бензиновые 1.6 (114 л.с., 156 Нм) и 2.0 (143 л.с., 195 Нм), а также дизельный 1.5 dСi (109 л.с., 240 Нм).

Просят за Duster Dakar с 1.6-литровым мотором 911 990 руб. кроссовер с мотором 2.0 и МКП обойдётся в 952 990 руб., а Renault с дизелем 1.5 оценён в 982 990 руб. Автоматическая трансмиссия доступна только в паре с флагманским бензиновым двигателем, и стоит такая машина 997 990 руб. Самый простой переднеприводный Duster с МКП в спецверсии Dakar не предлагается.

На  фото интерьер обычного Duster в комплектации Privelege со всеми  доступными опциями. Добавьте сюда коврики, которых всё равно не видно, и  получите салон версии Dakar. Главный недостаток Duster – это отсутствие  регулировки руля по вылету. Людям ростом выше 180 см придётся сидеть,  чуть согнув колени.
На фото интерьер обычного Duster в комплектации Privelege со всеми доступными опциями. Добавьте сюда коврики, которых всё равно не видно, и получите салон версии Dakar. Главный недостаток Duster – это отсутствие регулировки руля по вылету. Людям ростом выше 180 см придётся сидеть, чуть согнув колени.

При этом Dakar нельзя однозначно признать топовой версией, ведь кожаный салон для неё недоступен, да и большая часть оборудования, которое я бы назвал обязательным – в списке опций. Например, за цвет «металлик» просят 15 990 руб., в ту же сумму обойдутся ESP и система помощи при старте в гору, а за фронтальную пассажирскую и передние боковые подушки безопасности нужно отдать 16 990 руб. Самая дорогая опция –продвинутая мультимедиа-система с камерой заднего вида, навигацией, AUX, USB и Bluetooth за 26 990 руб.

В  салоне Duster просторно только по ширине – сзади легко усядутся трое, а  водитель и пассажир не мешают друг другу даже в пуховиках. А вот сзади  тесновато, даже если спереди сидят компактные люди. Сам за собой при  росте 186 см я сел впритык.
В салоне Duster просторно только по ширине – сзади легко усядутся трое, а водитель и пассажир не мешают друг другу даже в пуховиках. А вот сзади тесновато, даже если спереди сидят компактные люди. Сам за собой при росте 186 см я сел впритык.

Старикашка

Эта осень прошла у редакции Am.ru под знаком платформы B0: на наших тестах побывали Nissan Terrano, Lada XRay и Largus Cross, а теперь и Renault Duster. Поэтому недостатки французского кроссовера я мог назвать с закрытыми глазами ещё до теста. Это лишённые какой бы то ни было боковой поддержки передние сиденья с излишне мягкой набивкой, лишённая индикации и находящаяся в слепой зоне кнопка включения обогрева сидений, маленькие зеркала заднего вида, расположенный под рычагом стояночного тормоза «грибок» регулировки зеркал, предающиеся на руль при проезде неровностей в поворотах удары и быстро пачкающиеся боковые стёкла.

Багажник  для машины сегмента В весьма просторный, его форма правильная, а  погрузочная высота невелика. Одно из преимуществ Duster 4x4 – запасное  колесо в подполье, а не под днищем, как у переднеприводной машины.
Багажник для машины сегмента В весьма просторный, его форма правильная, а погрузочная высота невелика. Одно из преимуществ Duster 4x4 – запасное колесо в подполье, а не под днищем, как у переднеприводной машины.

А ещё чисто «Дастеровские» минусы вроде выступающих порогов, не испачкаться о которые сможет только гимнаст. Но главной проблемы всех кроссоверов Renault наши Duster были лишены – на тесте были представлены только машины с механической коробкой, так что «наслаждаться» медленным разгоном, ревущим мотором и не всегда адекватными действиями агрегата DP0 не пришлось. Забегая вперёд, замечу, что с механикой на Duster приятнее ездить и по дорогам, и по бездорожью.

При  разработке шин BF Goodrich All-Terran T/A K02 инженеры уделили особое  внимание проходимости в грязи и на снегу, а также ходимости. В итоге  проходимость выросла на 10% на мягком грунте и на 19% в снегу, а ресурс  на 15% на асфальте и на 100% на гравии.
При разработке шин BF Goodrich All-Terran T/A K02 инженеры уделили особое внимание проходимости в грязи и на снегу, а также ходимости. В итоге проходимость выросла на 10% на мягком грунте и на 19% в снегу, а ресурс на 15% на асфальте и на 100% на гравии.

Оружие возмездия

Владельцы классических внедорожников с рамами и мостами часто смотрят на кроссоверы сверху вниз: мол, ничем они не отличаются от легковой машины и годятся только для штурма заснеженных грунтовок, где без проблем пройдут и заднеприводные «Жигули». Конечно, зачастую их слова не лишены правды, но расширить возможности своего кроссовера куда проще, чем кажется – надо просто подобрать правильные шины. Наши Duster Dakar были обуты в дорогие шины BF Goodrich All-Terrain T/A K02. Они поступили в продажу в 2016 году и, судя по пресс-релизу, должны обеспечивать просто-таки невероятную проходимость и стойкость к проколам. Стоят такие шины от 8 000 до 10 000 руб. в зависимости от размерности – далеко не каждый владелец Duster решится на такую трату!

Хорошие  внедорожные шины и  экспедиционный багажник на крышу превращают Duster в  едва ли не лучший автомобиль для дальних путешествий по России. Если мы  говорим о бюджетных машинах, естественно.
Хорошие внедорожные шины и экспедиционный багажник на крышу превращают Duster в едва ли не лучший автомобиль для дальних путешествий по России. Если мы говорим о бюджетных машинах, естественно.

Но поверьте мне, если вы регулярно выезжаете на бездорожье или отправляетесь в долгие путешествия, в ходе которых возможна езда по совершенно разным типам покрытия, – разоритесь. K02 превратили кроссовер Renault в настоящего внедорожного монстра. Маршрут нашего путешествия по Грузии проходил по Гареджийской пустыне, что в районе Сагареджо у самой границы с Азербайджаном. Места дикие и малонаселенные – в лучшем случае наткнётесь на чабана и его неизменных спутников кавказских овчарок, надёжно охраняющих отару овец. Именно в таких местах и понимаешь, зачем нужен Duster. Потрясающая энергоёмкость его подвески позволяет поддерживать практически любую скорость что по просёлку, что прямо по степи (несмотря на гордое звание пустыни, ландшафт в Сагареджо скорее степной).

На  грунтовке Duster позволяет держать очень высокую скорость. Что касается  шин, то на грунте они удивили полным отсутствием рысканий на разгонах и  торможениях, а на асфальте – тишиной. Гул от резины начинал раздражать  только на скоростях далеко за 100 км/ч.
На грунтовке Duster позволяет держать очень высокую скорость. Что касается шин, то на грунте они удивили полным отсутствием рысканий на разгонах и торможениях, а на асфальте – тишиной. Гул от резины начинал раздражать только на скоростях далеко за 100 км/ч.

На скорость 70 км/ч Renault даже не намекает вам на то, что под колёсами не асфальт, ну а если не жалеть машину и свою пятую точку, то можно держать и все 100 км/ч! При этом небольшие свесы и относительно короткая колёсная база позволяют Duster брать штурмом довольно сложный рельеф. И не стоит бояться отсутствия понижающей передачи и межколёсных блокировок – последние удачно имитирует ESP, а что касается «понижайки», то тут французские инженеры проявили истинные чудеса изобретательности. Всё дело в том, что у Duster с механикой удивительно короткая первая передача –уже на скорости 15 км/ч на тахометре 3 000 об./мин., а уже при 40 км/ч двигатель упирается в ограничитель. Фактически это соответствует второй пониженной у машин с продвинутыми полноприводными трансмиссиями.

Вывесить  Duster с его независимыми легковыми подвесками – проще простого. Но тут  главное не бросать газ, чтобы электроника с помощью тормозов  приостановила свободно вращающиеся колёса. Вывешивания для кроссовера  Renault проблемой не являются.
Вывесить Duster с его независимыми легковыми подвесками – проще простого. Но тут главное не бросать газ, чтобы электроника с помощью тормозов приостановила свободно вращающиеся колёса. Вывешивания для кроссовера Renault проблемой не являются.

В паре с дизелем 1.5 dCi эта коробка творит настоящие чудеса. Крутящего момента всегда в достатке, машина с лёгкостью идёт в натяг на оборотах, чуть больше холостых, а задемпфированная и так раздражающая в городе педаль газа помогает буквально по миллиметру дозировать тягу. Минимальная скорость, которую способна поддерживать машина – всего 5,7 км/ч! А если у вас ещё и такие серьёзные шины, как у нас... В общем, ни каменистые тропы, ни степные дорожки, ни засохшая грязь Гареджийской пустыни нас не смутили. Откровенно говоря, Duster даже не напрягся, как большинство машин в этих местах – вполне серьёзные Nissan Patrol и Mitsubishi Pajero.

Вы  будете удивлены, но геометрическая проходимость  Duster лучше, чем у  многих серьёзных внедорожников. Угол въезда, рампы и съезда составляет  30, 26 и 36 градусов. Вкупе с клиренсом в 210 мм это превращает Renault в  короля каменистых троп.
Вы будете удивлены, но геометрическая проходимость Duster лучше, чем у многих серьёзных внедорожников. Угол въезда, рампы и съезда составляет 30, 26 и 36 градусов. Вкупе с клиренсом в 210 мм это превращает Renault в короля каменистых троп.

«Всесезонка»

Из продуваемой всеми ветрами, холодной, но всё же лишённой снега пустыни, мы отправились в горы, побелевшие буквально за пару дней до нашего прилёта в Грузию. С одной стороны, морозы облегчили нам движение – вся жижа на раскисших грунтовках замёрзла, и вся задача по прохождению маршрута свелась к правильному использованию геометрических возможностей машины. С другой, на обледенелых горных склонах особенно тяжело пришлось нашим A/T шинам. Ведь, несмотря на агрессивный протектор и мягкий состав смеси, это всё же не зимние фрикционные шины. И на пару подъёмов с первого раза мы действительно не заехали – когда под колёсами голый лёд, BF Goodrich K02 бессильны.

На  снегу Duster с шинами BF Goodrich K02 демонстрирует завидную  проходимость. Спасибо нужно сказать дополнительным ламелям, как у зимних  фрикционных шин. Что касается Duster, то главное –не забыть  заблокировать муфту, отключить ESP и не миндальничать с газом.
На снегу Duster с шинами BF Goodrich K02 демонстрирует завидную проходимость. Спасибо нужно сказать дополнительным ламелям, как у зимних фрикционных шин. Что касается Duster, то главное –не забыть заблокировать муфту, отключить ESP и не миндальничать с газом.

Но стоит попробовать параллельные колеи, где снега чуть больше, как тут же появляется хоть какой-то зацеп, и машина пусть и медленно, пусть и с ревущим мотором и отчаянно шлифующими поверхность колёсами, но всё же забирается вперёд. В остальном проблем наши Duster Dakar не испытали. Побывавшей до нас группе журналистов с погодой повезло чуть больше – мороз был ещё не столь силён, и по грязи кроссоверы всё же полазили. Забавно, что местные грузинские проводники отказывались вести колонну Duster в по-настоящему дикие места – не верили в возможности машины! Мол, если у вас не Mitsubishi Delica или что-то в таком духе, то и пробовать не стоит.

Ходовая  часть Duster – настоящий микс из узлов альянса Renault-Nissan. Так,  электромагнитная муфта, подключающая заднюю ось, такая же как у Nissan  Murano, многорычажная задняя подвеска –от прошлого X-Trail, а стойки  McPherson спереди, как у Logan/Sandero, но с удлинёнными рычагами.
Ходовая часть Duster – настоящий микс из узлов альянса Renault-Nissan. Так, электромагнитная муфта, подключающая заднюю ось, такая же как у Nissan Murano, многорычажная задняя подвеска –от прошлого X-Trail, а стойки McPherson спереди, как у Logan/Sandero, но с удлинёнными рычагами.

На своём месте

Откровенно говоря, проведя почти безвылазно в салоне Renault Duster два дня, я просто влюбился в эту машину. Она позволяет поддерживать высокую скорость там, где, казалось бы, быстро может ехать только раллийная машина. Она расширяет представления о возможностях кроссоверов. И, несмотря на все эргономические проколы, за её рулём не устаёшь, даже когда позади не один десяток километров по весьма сложным дорогам. Пожалуй, это один из лучших автомобилей для путешествий по России: простой, непритязательный и проходимый. Но даже не думайте, что Duster – городской кроссовер! Хотя бы потому, что машину с автоматом я вам настоятельно не рекомендую.

Давидо-Гареджийский  монастырь –главное сокровище района Сагареджо. Это один из старейших  монастырей на Земле и настоящий шедевр каменного зодчества. В монастыре  сохранились те самые пещеры, в которых жил основатель монастыря святой  Давид и его ученик Додо.
Давидо-Гареджийский монастырь –главное сокровище района Сагареджо. Это один из старейших монастырей на Земле и настоящий шедевр каменного зодчества. В монастыре сохранились те самые пещеры, в которых жил основатель монастыря святой Давид и его ученик Додо.

Да и с МКП в городском трафике не всегда бывает комфортно. Помните мои слова о сверхкороткой первой передаче? В пробках начинаешь сходить с ума от постоянных переключений! А стартовать сразу со второй получается только на дизеле – бензиновым машинам откровенно не хватает тяги. С автоматом же Duster не только теряет в динамике, но и в проходимости – передаточное отношение первой передачи у него 2,727 против 4,424 у машины с механикой. А лишённый своих способностей вне дорог, Duster теряет всякий смысл. За те же деньги можно взять китайский кроссовер, который будет просторнее и богаче оснащён. Что касается оптимального выбора двигателя, то для меня это дизель. С ним у Duster появляется необходимая для дальних путешествий автономность, возможность безболезненно стартовать со второй передачи и динамика в городском трафике.

На  территории монастыря в советские времена располагался армейский  полигон, что вылилось в  острые протесты с требованиями прекратить  осквернять святыню  в годы Перестройки. Сейчас монастырь вновь  действует, но проживают в нём менее 10 монахов.
На территории монастыря в советские времена располагался армейский полигон, что вылилось в острые протесты с требованиями прекратить осквернять святыню в годы Перестройки. Сейчас монастырь вновь действует, но проживают в нём менее 10 монахов.

И не стоит бояться проблем с пуском зимой и сложностями с прогревом – для Duster доступен заводской дистанционный пуск, так что машину можно предварительно прогреть. Конечно, чем выше скорость, тем сильнее преимущество 2.0-литровой машины, но я ни разу не испытал на дизельном Renault проблем при выходе на обгон или необходимости встроиться в поток на магистрали. Что касается самой Грузии, то я осознанно не уделил ей внимания, потому что, во-первых, на Am.ru есть замечательные статьи Бориса Ульзибата «Ешь, молись, рули» часть первая и вторая о его путешествии по этой стране на Mitsubishi ASX, а во-вторых, я непременно напишу отдельную статью, посвящённую тем чудесам, что удалось увидеть в этой невероятной стране во время путешествия на Duster.

-18