Продолжение, начало тут: Старая карта
Наша "Буханка" трясется по зимней дороге, петляющей где-то в лесу. За заиндевевшим окном в такт ее движениям приплясывают стройные ряды высаженных сосен. Я было подумал, что это лесопосадка на месте былых лесных пожаров. Но главный инженер Кварцита, Журавлев, видимо поймал мою мысль: - На этом месте раньше был десятый карьер. - поясняет он: - Это мы высаживали. Мы все свои карьеры рекультивируем. Возвращаем все так, как было до нас.
Мы едем на 12-ый карьер ЗАО Кварцит, чтобы увидеть абзетцер Takraf ERs-710.
Проезжаем шлагбаум, еще какое-то время трясемся по зимнему проселку, а потом наш УАЗик останавливается. Водитель кидает в салон: - Приехали.
Я выхожу из машины и замираю: наша буханка стоит прямо рядом с огромной, высотой с пятиэтажный дом, махиной. А чуть дальше, за ней, замер шагающий экскаватор.
Называть Takraf ERs-710 абзетцером не совсем верно. Этот термин происходит от немецкого absetzen - отгружать в отвал. Обычно им называют отвалообразователи - карьерные машины, предназначенные для снятия вскрышных пород и их перегрузки в отвалы. А Takraf ERs-710 - это горнодобывающий комплекс, его назначением является добыча полезных ископаемых. Строго говоря, это многоковшовый цепной экскаватор. Но "абзетцер" звучит проще. Видимо поэтому этот термин за ним и укрепился.
44 ковша Такрафа, собранные в одну цепь, позволяют ему достигать действительно впечатляющей производительности - до 900 кубометров в час. На 12-м карьере ЗАО Кварцит он используется для добычи кварцевого песка.
Откатка добытого кварцевого песка из карьера осуществляется железнодорожным транспортом.
А на вскрыше здесь работает другой гигант - шагающий экскаватор ЭШ -11/70. Конструктивно это драглайн, т.е. экскаватор с гибким (на тросах) подвесом ковша к стреле.
Цифры в названии его модели говорят о том, что он оборудован ковшом объемом 11 кубометров, а длина стрелы составляет 70 метров.
Благодаря крылатому смайлику на борту этот экскаватор не спутаешь ни с каким другим. А в пасмурную погоду он вообще как Солнце - вселяет оптимизм. В каком-то смысле это символ карьера.
Разработка 12-го карьера осуществляется траншейным методом. Двигаясь вдоль кромки траншеи, драглайн снимает вскрышу, а абзетцер добывает кварцевый песок и сразу грузит его в вагоны.
Когда экскаваторы достигают края траншеи, они разворачиваются и направляются по ее кромке назад. При этом абзетцер, продолжая добывать песок, расширяет траншею. А драглайн, снимая вскрышу, сваливает ее в отвалы у противоположной кромки траншеи.
Затем отвалы выравниваются тяжелым бульдозером, а образовавшееся пространство засаживается рядами сосен.
Но вернемся к Такрафу, точнее - к его конструкции.
Ее основанием является ходовая часть и смонтированный на ней огромный конус, нижняя часть которого прикреплена к ходовой части, а на верхнюю одета башня машины.
Ходовая часть экскаватора исполнена на гусеничном ходу и содержит шесть траков, каждый из которых имеет свой собственный электрический привод. Высота траков составляет порядка двух метров.
Скорость перемещения абзетцера не высока. Зато, по сравнению с аналогичными машинами на рельсовом ходу, Takraf ERs-710 куда более устойчивее и маневреннее.
Башня экскаватора состоит из нескольких уровней. Первый уровень обеспечивает передачу добытой породы на погрузку.
Добытая порода ковшами доставляетя на первый уровень, где перегружается на круговой конвейер, смонтированный на центральной оси абзетцера. Он передает добытую породу на стрелу, обеспечивающую отгрузку добытой породы. Здесь же удерживаются крупные посторонние элементы (например, обломки бревен и т.п.).
Стрела отгрузки добытой породы - поворотная, она вращается вокруг оси абзетцера. Поэтому кроме погрузки добытой породы в вагоны, Такраф может ее складировать в отвалы, равномерно распределяя по выделенной для этого поверхности.
На следующем уровне находятся помещение с электроникой управления, кабины управления и электропривод, обеспечивающий поворот башни экскаватора.
Система управления экскаватором не процессорная, но для своего времени (середина 80-ых) она была сделана на очень современном уровне - полупроводниковая электроника, максимальная автоматизация управления.
Предприятие имеет планы по модернизации экскаватора в части электрической системы и системы управления. Даже есть технический проект, подготовленный для ЗАО "Кварцит" одним из специализированных предприятий. Так что в скором времени Такраф может обрести новое сердце.
Рабочее место оператора располагается в кабине управления. Отсюда оператор управляет машиной, определяя где и как надо копать.
Кроме органов управления, в кабине расположена панель информирования об аварийных и проблемных ситуациях. Экскаватор оснащен системой самодиагностики своих агрегатов, что позволяет быстро и довольно точно выявлять проблемы и сбои оборудования, тем самым минимизируя вероятность серьезных поломок.
Последний, третий, уровень - машинный. На нем находятся элетроприводы управления стрелой с цепью ковшей.
Стрела с цепью ковшей - гибкая .То, какой изгиб она примет, определяет оператор исходя из условий добычи. Изгиб стрелы регулируется тросами, на которые подвешены ее звенья.
Такое решение дает огромные преимущества при правильной настройке экскаватора. Например, Такраф способен с ювелирной точностью выбирать тонкие слои полезных ископаемых, не захватывая при этом расположенную под ними другую породу.
Благодаря этой особенности в начале своей работы на Лопатинском руднике он использовался для добычи фосфатов, которые залегают слоем, толщина которого составляет всего лишь 20 - 30 см.
Производительность Такрафа просто потрясающая - 44 ковша позволяют загрузить железнодорожный состав добытой породой буквально за десять минут. Поэтому ее откатку из карьера целесообразно производить железнодорожным транспортом.
Но в этом случае возникает проблема - как при высоких темпах добычи обеспечить быстрое смещение железнодорожного пути, по которому под экскаватор подаются на погрузку думпкары?
Для того, чтобы решать эту задачу, в состав горнодобывающего комплекса входит специальный агрегат, который позволяет обеспечить необходимое перемещение железнодорожного пути в карьере всего за одну смену.
Работает этот агрегат очень просто: в середине корпуса, между тележками, у него есть зацепы, которыми он берет рельсы и смещает их до 80см. в сторону. Потом, перемещаясь вперед, он повторяет эту операцию. В итоге передняя тележка агрегата идет по рельсам, которые лежат на старой траектории, а задняя - уже по рельсам, которые лежат на новой.
Теперь мы познакомились и узнали устройство этого уникального горнодобывающего комплекса.
А я приблизился к своей мечте увидеть под Такрафом тепловоз с вагонами.
И вот что я имел на руках в тот момент: я нашел экскаватор и он оказался в рабочем состоянии; я узнал, что карьер работает сезонно, а его подъездные пути обслуживает ЗАО ЖД Цех. А еще у меня была карта, которая прямо кричала, что этот Такраф и 12-ый карьер - это лишь малая часть того индустриального величия, которое бушевало в этих местах каких-то тридцать лет назад.
Поэтому я решил, что дальнейшую работу над этой темой необходимо разделить на два направления. Первое я посвятил знакомству с ЗАО ЖД Цех. А целью второго стало восстановление истории карьеров Лопатинского и Егорьевского рудников.
Продолжение следует