Найти в Дзене
Mosпресса

Как голливуд зависим от китайского рынка

Редакция Mosпрессы перевела материал The Atlantic о влиянии Китая на крупные голливудские студии и будущем китайской киноиндустрии.

Более десяти лет назад на территории самой густонаселенной страны мира невероятными темпами начали открываться все больше новых кинотеатров, а рынок киноиндустрии начал пополняться американскими фильмами. Несмотря на то, что американские киностудии зарабатывают в Китае намного меньше, чем в совокупности по всему миру, для Голливуда китайский рынок по-прежнему один из самых значительных рынков, где есть огромные просторы для дальнейшего роста. В понедельник 2 марта издание Variety сообщило, что кассовые сборы в китайском кинопрокате в первом квартале 2018 года превысили американские (однако по прогнозам издания, Китай вряд ли сохранит это лидерство в течение года).

На сегодняшний день очень немногие голливудские фильмы могут похвастаться тем, что их кассовые сборы в Китае выше, чем в странах Северной Америки. Но за последние три недели сразу три американских фильма собрали в Китае больше, чем у себя на родине: Tomb Raider, «Тихоокеанский рубеж» и «Первому игроку приготовится». Первые два фильма благодаря Китаю и вовсе компенсировали свои более чем удручающие финансовые показатели.

На первый взгляд, кассовые сборы за прошедший уик-энд подтверждает популярную идею увеличивающегося кассового влияния Китая. Tomb Raider - перезапущенная адаптация знаменитой серии видеоигр – в первую неделю в США и Канаде собрала незначительные 23,6 миллиона долларов, в то время как бюджет фильма составил 100 миллионов. Вероятно, внутри страны картина эту сумму возместить уже не сумеет. Однако в тот же уик-энд в Китае фильм собрала 40,8 миллионов долларов, и теперь общие сборы за три недели достигли 245 миллионов долларов. Этого достаточно, чтобы проект с Алисией Викандер получил свое продолжение.

«Тихоокеанский рубеж» - сиквел фильма Гильермо дель Торо 2013 года – заработал за первую неделю в США 28 миллионов долларов , а в Китае в два раза больше – целых 63 миллиона долларов. Это неудивительно, учитывая, что сиквел существует только благодаря китайским зрителям, а оригинальный фильм разочаровал американцев ещё в 2013 году. Стоит также отметить, что китайские актеры снимаются как в Tomb Raider, так и в «Тихоокеанском рубеже». В первом играет Дэниэл Ву. У него второстепенная роль. А вот Цзин Тянь в «рубеже» один из главных героев фильма.

Наконец, фильм «Первому игроку приготовится» Стивена Спилберга, заработавший дома неплохие 41,2 миллиона долларов, собрал в Китае целых 61,7 миллиона долларов. Как и Tomb Raider, этот фильм основан на мире видеоигр, который, как показывает практика, является рецептом успеха в Китае (в частности это показали успехи Warcrafta). Ожидается, что к 2020 году размер китайской киноиндустрии официально будет опережать Североамериканский рынок и новые части Tomb Raider, «Тихоокеанского рубежа» и «Первому игроку приготовится» только помогут китайский индустрии.

Однако было бы опрометчивым говорить, что китайский рынок в ближайшие годы окончательно будет руководить всем американским бизнесом. Да, студии по-прежнему будут снимать большие блокбастерные сиквелы и франшизы, пока они приносят огромные деньги по обе стороны Тихого океана. И да, многие специфические франшизы, такие как Tomb Raider будут иметь больший успех за рубежом, чем в США. Но у Китая есть собственная киноиндустрия, которая финансово полностью затмевает почти все, что производит Голливуд, и это усложняет ситуацию для американских студий.

До сих пор самый крупный китайский хит – фильм «Операция Красное море». Это военная эпопея, которая собрала 564 миллиона долларов. На втором месте кассовый комедийный сиквел «Детектив Chinatown 2», заработавший 555 миллионов. В сравнение: самый кассовый хит американского производства «Черная Пантера» собрал всего 103 миллиона долларов. Между тем, в 2017 году самый кассовый фильм в Америке «Звездные войны: последний джедай» собрал в Китае всего 42 миллиона долларов.

В краткосрочной перспективе зарубежная касса поможет сохранить относительную плоскость американского рынка, учитывая, что в таких странах, как Китай, Нигерия и Индия, возможностей для роста числа кинотеатров велика. Они будут играть большую роль в принятии решений киностудий и будут поддерживать некоторые франшизы, такие как «Трансформеры» или « Пираты Карибского моря», к которым американская аудитория потеряла интерес. Однако в долгосрочной перспективе картина выглядит намного мрачнее.

Новизна голливудских фильмов для китайской аудитории, по-видимому, уже тоже ослабевает, поэтому использование таких приемов, как китайский актер или съемка специальных сцен в Китае, вскоре может потерять свою эффективность. Китайская кинопроизводственная индустрия развивается наряду с продолжающимся театральным бумом и теперь может поставлять зрителям крупнобюджетные зрелища, которые когда-то предоставлял Голливуд. Американская же индустрия кинопроизводства сдвинет свои интересы в пользу мелких, менее рискованных и более целенаправленных проектов. Потому что, несмотря на интригующие цифры кассовых сборов за прошлый уик-энд, сосредоточение внимания на успехе за границей не даст большой финансовой помощи студиям.