Найти в Дзене
Между Нью Йорком и Бостоном

Центр Русского Православия в США

Оглавление

Свято-Троицкий монастырь близ Джордансвилля, штат Нью Йорк, считается духовным центром Русского Православия на Западе. Основанный в 1930 году он включает в себя монастырь, семинарию, музей и издательство, которое до падения СССР имело единственный в мире пресс, печатающий на церковно-славянском. Живя неподалеку мы с дочерью решили его навестить.

Первое впечатление

Мы приехали в монастырь в субботу, в середине марта. В апстейт Нью Йорке (как называют жители этого штата его глубинку) еще лежал снег. Первое впечатление монастырь произвел вполне дружественное. Несмотря на затянутое небо и сугробы снега вокруг – облицованные свежим кирпичом здания с зелеными крышами сверкали золотыми куполами, а территория была ухоженной. По-приезду мы поняли, что со временем визита мы, видимо, не угадали – посетителей не было и все казалось закрыто, кроме главного входа, куда мы и устремились.

Настоятель-американец

В коридорах семинарии
В коридорах семинарии

Так как терять нам было нечего мы с дочерью стали исследовать все здания, куда вели открытые двери, а отрытым оказалось почти все, кроме храма. Внутреннее убранство было очень скромным, но тягостного впечатления бедности не оставляло. В конце концов мы встретили кого-то из местных – человека в возрасте, с бородой и в рясе, который приветливо по-английски представился отцом Джоном. Мы бы не удивились увидеть в монастыре русского, но отец Джон без сомнения был американцем. Он оказался выходцем из южных штатов, был приветлив, улыбался и шутил. Выслушав наши планы посмотреть здесь все, что можно, а для начала перекусить, он с энтузиазмом отметил, что со всем может помочь и вручил, порывшись по карманам, Маше помятый листок с какой-то молитвой.

Скромная трапезная

Скромная монашеская трапеза
Скромная монашеская трапеза

К этому времени мы изрядно проголодались и решили начать со обеда. В светлой трапезной со стенами украшенными мозаикой было почти пусто. На обед была постная грибная юшка, поданная в железной миске, черный хлеб и чай в железном котелке. На столе, как в старомодном американском придорожном ресторанчике стояли банки с кетчупом, горчицей, какими-то соусами и дешевым орахисовым маслом. Мы с удовольствием все умяли, организовав самим себе добавку из железного кателка и десерт с черным хлебом и ореховой пастой. Угощение нам показалось почти царским. Утолив голод физиологический мы были готовы заняться голодом духовным.

Библиотека с Достоевским 19-го века

Собрание сочинений Достоевского 1894 года
Собрание сочинений Достоевского 1894 года

Отец Джон первым делом отвел нас в библиотеку, в которой он в тот день дежурил. Казалось бы, что интересного может быть церковной библиотеке? Кого сейчас удивишь книгами? Но взглянув на обложки мы поняли, что смотрим на что-то действительно увлекательное – наряду с современными книгами на полках как ни в чем не бывало стояли их коллеги из 19 века и были, надо сказать в отличном состоянии.

Книги 19-го века стоят на полке с остальными
Книги 19-го века стоят на полке с остальными

Собрание сочинений Достоевского 1894 года, илюстрированный Музей Античности 1882 года или Историю России 1879 года можно было взять почитать также легко, как и издания 2000х годов. Почему в библиотеке такие ценные книги? Ценные книги у нас в музее – посмеялся в бороду отец Джон.

Музей с вещами Романовых

Альбом коронования Николая II
Альбом коронования Николая II

Из библиотеки мы, уже изрядно впечатленные увиденным, переместились в тот самый музей, который продолжил начатое библиотекой и окунул нас в атмосферу дореволюционной России. Мы попали не в музей - нас через черный ход горничная провела в семейные покои Романовых, пока хозяев не было дома.

Икона - подарок царевичу
Икона - подарок царевичу

Здесь были и царские награды, и белогвардейские штандарты, и альбом коронования Николая Второго, и альманахи «Императорская охота на Руси», и расписка о расходах царского денщика, и фигурки солдатиков в гусарских мундирах и даже подаренная царевичу икона с ликом Христа светившимся грустным и, как будто знающим неминуемое будущее, взглядом. Большинство экспонатов были подарены членами семьи Романовых, в частности герцогиней Ксенией Александровной, сестрой Николая II, принцессой Верой Константиновной и другими.

Семинарист с американского юга

В качестве проводника нам был выделен молодой человек лет около 20-ти с длинными волосами и без бороды по имени Джереми. Джереми был тоже американцем, тоже «южанином», и учился в местной семинарии. Он больше походил на ребят из массовки клипа Нирваны, чем на семинариста, но был очень приветлив и вежлив. Мое нескрываемое удивление тем, что молодой человек, американец с консервативного юга, приехал в апстейт учиться в семинарии, да еще и в русской православной он парировал: а почему нет? Хорошее образование за очень недорого, плюс жилье. В духовную мотивацию и причину выбора конфессии я углубляться не стала и мы, взяв ключи, пошли открывать храм.

Гостеприимный храм

Главное, что бросилось в глаза при входе в храм совсем не храм, а поведение нашего проводника. Джереми открыл нам дверь, впустил внутрь, а сам зайдя следом, тихонько отошел в угол и стал молча. Я ожидала знакомых мне инструкций, предписаний, что можно делать, чего нельзя, где стоять, куда смотреть, покрывать голову или вязать на джинсы платок, в общем чего угодно, только не предоставления нас самим себе. Да как вам удобно – ответил на мое недоумение Джереми – смотрите что хотите и не переживайте. После такого представления и храм оставил впечатление светлого и одухотворенного.

Духовный центр Русского Православия на Западе произвел очень сильное впечатление. Хоть это место явно находится в отдалении от стандартных туристических маршрутов, можно найти много причин, чтобы туда заглянуть и не пожалеть.

О том, как празднуют Пасху в США и, как на ней зарабатывают читайте здесь.