ВОДОКАНАЛЫ РАССЧИТЫВАЮТ НА ПОТОК ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Себе в убыток
По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ), водопроводно-канализационное хозяйство нашей страны считается одним из мировых лидеров по объему инфраструктуры. Оно включает в себя 14 тыс. предприятий, около 770 тыс. км сетей, более 118 млн абонентов. Проблема в том, что большая часть этого фонда создавалась еще в советскую эпоху и сейчас изрядно устарела. Во многих городах износ сетей достигает порядка 65-70%. Обслуживание и ремонт системы водоснабжения обходится недешево. По подсчетам специалистов, в нее ежегодно необходимо инвестировать порядка 200 млрд рублей. При этом реально вкладывается только 70 млрд.
«Причина проста: прибыль, которую водоканалы получают от реализации соответствующих услуг, не покрывает их себестоимости, — рассказывает исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова. — Например, с каждого поставленного кубометра воды для населения предприятие несет убыток в размере 89 копеек, а с каждого очищенного кубометра сточной воды — 87 копеек. В итоге в 2016 году мы получили отрицательную рентабельность отрасли в минус 15,5 млрд рублей. Экономика, в которой сегодня находятся водоканалы, складывается из тарифов на водоснабжение около 3 копеек за литр и 2,5 копейки за литр в водоотведении при ежегодном росте на 4%. Прибавьте сюда налоги, экологические штрафы за сбросы, требования к качеству питьевой воды, мероприятия по энергоэффективности, и получится картина сегодняшнего дня».
Логичным шагом в этой ситуации, казалось бы, должно стать повышение тарифов на водоснабжение. Многие руководители водоканалов сходятся во мнении, что этот процесс неизбежен — рано или поздно цены все равно пойдут вверх. Но пока государство контролирует тарифную политику, один из разумных способов выхода из системного кризиса связан с сокращением издержек. Для этого законодатели, в частности, предложили гражданам платить за потребление воды непосредственно ресурсоснабжающей организации через расчетные центры, минуя управляющие компании.
Любопытно, что в начале жилищной реформы от этой схемы как раз планировалось уйти. Основная идея заключалась в том, чтобы облегчить потребителю жизнь: дать возможность оплачивать коммунальные услуги «в одно окно». Но практика показала, что управляющие компании нередко задерживают перевод средств водоканалам, да и в целом этот рынок пока слабо управляем. Сейчас прямые расчеты с поставщиками коммунальных услуг будут введены только за те ресурсы, которые потребляются по индивидуальному прибору учета, а все общедомовые расходы будут по-прежнему оплачиваться через управляющую компанию.
Насколько эффективным будет такой подход — вопрос спорный. Противники идеи указывают на то, что управляющим компаниям гораздо проще работать с должниками, поскольку у расчетных центров для этих целей не хватает кадров. Сторонники подчас указывают на недобросовестность некоторых управляющих компаний. «С одной стороны, это правильно. Деньги не поступают на счет управляющих компаний. А с другой, они теперь самоустранились от работы с жителями. У нас только в 50% домов поставлены поквартирные приборы учета. А общедомовых с каждым годом становится все меньше: было больше 60%, сейчас — порядка 30%. Управляющие компании их снимают как вышедшие из строя, чтобы не оплачивать сверхнормативное потребление», — считает руководитель Дирекции городской инфраструктуры Братска Михаил Лихотников.
По мнению Елены Довлатовой, ресурсоснабжающим организациям надо оставить право выбора той или иной схемы. В некоторых регионах водоканалы смогли выстроить конструктивные отношения с управляющими компаниями, периодически мотивируя их различными бонусами за высокую собираемость. Другие, напротив, создали расчетные центры и начали работать с потребителями напрямую. Как первым, так и вторым будет довольно сложно ломать сложившуюся систему.
Концессия решает все?
Впрочем, работа с должниками хотя и важная, но далеко не самая главная проблема в отрасли. Сейчас все чаще поднимается вопрос о необходимости привлекать в сферу водоснабжения частных инвесторов, поскольку самостоятельно поднимать отрасль государству невозможно. Для создания благоприятных условий для инвесторов были выбраны формы ГЧП и концессии.
Изначально концессионное соглашение заключалось между муниципалитетом и частной компанией, при этом муниципалитет сохранял за собой право собственности на все реконструированные объекты, а инвестор получал прибыль согласно срокам, указанным в договоре. Однако позднее было принято решение сделать соглашение трехсторонним, добавив к его участникам субъект РФ. В его обязанности входит установление тарифов, утверждение инвестиционных программ концессионера, возмещение недополученных доходов, а также обоснованных расходов инвестора, подлежащих возмещению из регионального бюджета.
По данным Минстроя РФ, в прошлом году в России заключено 237 концессионных соглашений с общим объемом финансирования 82,8 млрд рублей, в рамках которых будет проводиться модернизация объектов водоотведения. «По разным оценкам, ЖКХ необходимо около 500 млрд рублей ежегодно. Причем, чтобы обновить все сетевое хозяйство страны, в таком объеме необходимо вкладывать деньги в течение 15-20 лет. Таких средств сегодня в бюджетах всех уровней не изыскать. Да и во всем мире не идут по этому пути. Повсюду инфраструктурные проекты реализуются частными компаниями. Поэтому одной из целей стратегии коммунального хозяйства является создание условий для привлечения частного капитала в нашу отрасль», — заявил министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень.
Работы на 30 лет
Одним из самых успешных примеров сотрудничества государства и бизнеса считается компания «Концессии водоснабжения» из Волгограда. Она считается одной из крупнейших в Европе. Договор о модернизации сетей между ней и муниципалитетом был заключен в ноябре 2014 года. Согласно его условиям, инвестор обязался вложить в ремонт и строительство социально значимых объектов коммунальной инфраструктуры 58 млрд рублей в течение 30 лет. За первые три года в рамках краткосрочной инвестпрограммы в водопроводное хозяйство Волгограда инвестировано 7,1 млрд рублей. «Модернизация водоканала уже дает результаты: стало меньше аварий, меньше впустую потраченной электроэнергии, меньше утекающей в землю воды, — рассказывает директор ООО «Концессии водоснабжения» Валерий Казанцев. В 2017-м мы 143 раза ограничивали водоснабжение для своих инвестиционных работ — замены оборудования, врезки новых сетей, зато у нас было на 2 тыс. аварий меньше, чем в прошлом году. Баланс явно в пользу горожан. Автоматизация технологических процессов повысила нашу производительность труда. Приобретение спецтехники, средств малой механизации для аварийных бригад позволяет им быстрее прибыть в нужное место, быстрее справиться с авариями. Работать стали точнее: средняя площадь разрытия для устранения аварии сократилась на 5 кв. метров, а средняя продолжительность работы на аварии — на полчаса».
Несколько крупных инвестиционных проектов реализует на Юге России ОАО «Евразийский». В Ростовской области это комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения «Вода Ростова» и проект «Чистый Дон». Их общая стоимость — 41 млрд рублей. Кроме того, в Краснодарском крае ООО «Югводоканал», дочерняя компания ОАО «Евразийский», в рамках концессионного соглашения с администрацией региона реконструирует объекты водоснабжения. С 2010-го по 2039 год в этот проект предусмотрено привлечение 7,82 млрд рублей.
«Отличие ситуации в Краснодарском крае от Ростовской области в том, что в Ростове мы сделали проект вместе с областной и городской администрациями, — пояснил генеральный директор ОАО «Евразийский» Станислав Светлицкий. — Проект вырос в тесном взаимодействии с этими двумя уровнями власти. И это сотрудничество позволило вложить в проекты со стороны федеральных властей 7,71 млрд рублей, со стороны областных и муниципальных властей — 5,48 млрд рублей. Частный инвестор инвестировал уже 6,98 млрд рублей. В Краснодаре же специфика заключается в том, что мы фактически купили проектную компанию, потратив собственные средства». В середине прошлого года в концессию был передан также водоканал Саратова. Конкурс на модернизацию городской системы водоснабжения был объявлен в июле. На него было подано две заявки, претендентами стали «Концессии водоснабжения-Саратов» и «Новая городская инфраструктура Прикамья» (входит в ГК «Российские коммунальные системы», РКС). В ноябре определили победителя. Им стала УК «Лидер — ООО «Концессия водоканал — Саратов». По оценке местной администрации, ей предстоит в среднесрочной перспективе инвестировать в ремонт сетей не менее 6 млрд рублей.
«Наша цель — заменить устаревшее оборудование на энергосберегающее и за счет экономии компенсировать затраты. Мы считаем, что перекладывать реконструкцию сетей на плечи жителей — неправильно. Вложив за три года 6 млрд рублей, мы хотим создать образцовую водоснабжающую организацию в стране», — отметил первый заместитель генерального директора ЗАО «Лидер» Юрий Сизов.
Объединиться, чтобы выжить
По данным Национального центра государственно-частного партнерства, объем инвестиций в сферу ЖКХ ежегодно растет достаточно быстрыми темпами. В 2014 году в этой отрасли насчитывалось всего 112 соглашений. Спустя год их количество выросло более чем в 2 раза — до 271 соглашения. Далее динамика еще увеличилась. 2016 год пополнил список 859 соглашениями, а 2017-й — 2109 соглашениями. Причем больше всего инвесторов в сфере ЖКХ интересуют энергетика и водоснабжение. Внимание частных инвесторов направлено прежде всего на крупные водоканалы. Мелким игрокам, чтобы повысить свою привлекательность, приходится объединяться. Такие процессы в некоторых регионах начались уже давно. Например, на Южном Урале под руководством компании «Группа Коммунальные технологии» перешли «Миассводоканал», «Златоустовский водоканал», а также единый поставщик коммунальных ресурсов города Сатка «Энергосистемы». «Будущее небольших профильных организаций зависит от их технического и финансового состояния, — говорит Елена Довлатова. — Если они не смогут в текущей ситуации эффективно реализовывать свои производственные и инвестиционные программы, то будут вынуждены объединяться в крупные структуры под контролем региональных властей. Подобный пилотный проект мы начали сейчас реализовывать в Смоленской области». Несмотря на рост количества проектов ГЧП, и концессионеры, и представители власти сходятся во мнении, что сотрудничество государства и бизнеса только начинается. По оценкам Счетной палаты РФ, общий объем принятых инвестиционных обязательств составляет пока около 14% от необходимой потребности в инвестициях в инфраструктуру коммунальной сферы.