Рома Пивоваров размышляет о перспективах профессии продавца рекламы.
— Ну в третий раз скажу, что у нас здесь диджитал-интенсив проходит, поэтому вся эта разруха за моей спиной не просто так.
И один из участников, наш прекрасный клиент Вадим из Петрозаводска, тут в середине дня вышел ко мне и говорит: «Ром, слушай, как ты думаешь, вот есть вот этот слух, такая вот фраза, что «век рекламы заканчивается». Что, может быть, «реклама скоро станет не нужна». Что делать рекламным агентствам, что делать медиа? Что ты думаешь на эту тему?»
И мы стали немножко болтать. И я-то, честно говоря, в целом-то разделяю эти оценки.
Что реклама как инструмент бизнеса, ну, не вечна, как не вечен молоток, да, там или не вечен… Хорошо, не вечна отвертка, на смену ее приходит шуруповерт, давайте вот так говорить!
То есть, есть задача что-то скреплять, она есть, она остается, а конкретная там отвертка, она может меняться. То же самое с рекламой.
У бизнеса есть задача — есть задача привлекать покупателя, есть задача коммуницировать им что-то.
Необязательно они будут это делать инструментами рекламы.
Это не попытка вас как-то напугать или там сказать: «Ааааа, боже мой…».
Ну просто вы же думаете о том, как вообще, место под солнцем, что будет дальше, куда идти, как…
Я советую думать вот в каком ключе. Смотрите, что вообще делает реклама в большом смысле этого слова?
Вы можете говорить: «Ах, она информирует, подталкивает принять решение, репутация…».
Это все да, но вообще фундаментально, если все это обобщить, реклама пытается менять поведение людей в интересах какого-то бизнеса.
Ну, пропаганда тоже пытается менять поведение людей в интересах какого-то бизнеса или какой-то власти.
Это, на самом деле, очень похожие вещи, все нормально, да?
Коммуникация — это попытка поменять поведение людей. Вот бизнесам всегда нужно будет менять поведение людей, это да.
И здесь есть ниша, и здесь можно искать для себя дальнейшее применение и как-то присматриваться.
Вот мне кажется, что верный ответ на то: «Ах-ах-ах, что будет с рекламой? Что будет с маркетингом?», он примерно такой, что с конкретными медианосителями все будет очень по-разному.
Вообще, с самими медиа, с этим вот, знаете… С вот этой дружбой медиа и рекламы, что «я вот пишу великие журналистские материалы, немножечко подсовываю рекламы, и таким вот образом существую, телек там, газета, радиостанция, и так далее, — вот мне кажется, что это заканчивается, вот эта дружба медиа и рекламной коммуникации.
Но это не означает, что медиа уходит или реклама уходит — трансформируются эти вещи.
Трансформируются в то, что бизнесам нужно будет просто доносить свои мысли, они смогут это делать сами, через свои собственные там мессенджеры, свои собственные контент и видео, через свои собственные медиа-каналы, через игры, виртуальные механики, через там разные-разные-разные вещи какие-то, вовлекающие людей.
Потому что бизнесам нужно будет продолжать менять поведение людей. Вот эта задача пока остается, она никуда не уходит.
А реклама в этом классическом виде рупора-матюгальника: «Эй, вы все! У нас есть карандаши, срочно в магазин на Ленина, 28!», — вот эта история, конечно, потихонечку заканчивается. В этом нет ничего плохого, это просто вот так.
Но если думаешь о том, где найти свое место дальше, то стоит думать о том, какие стартапы, какие форматы, какие механики, какие направления работы будут фокусироваться на том, чтобы менять поведение людей.
Вот это нашим с вами рекламодателям, нашим с вами предпринимателям, нашим с вами клиентам всегда будет нужно.