Автор: Sam Jordison, (The Guardian,13 December 2016)
Перевод с английского: Sergey Toronto
Роман Чака Паланика, когда-то казался неправдоподобным, но два десятилетия спустя, уродливые мечты жестокого, параноидального персонажа, кажется, становятся всё более и более реальными в нашем мире.
Когда последующие поколения попытаются объяснить хаос 2016 года, наибольшее внимание будет уделено таким влиятельным фигурам как Дональд Трамп и Найджел Фараж. Но, мне бы хотелось, чтобы историки будущего обратили внимание на книгу «Бойцовский Клуб» Чака Паланика.
Эта книга поразительно актуальна сегодня, через 20 лет после её публикации, «Бойцовский Клуб» даёт объяснение некоторым словам из словаря неонацистов и радикально правых называющих себя «Альт-правыми»[1] (the “alt-right”.)
Если как и я, вы были сбиты с толку когда вас называли «уникальной снежинкой», во время споров с людьми относительно Brexit, вам просто нужно открыть роман Паланика 1996 года и перейти к главе 17, к тому месту где персонаж читает запись сделанную главным провокатором романа, Тайлером Дёрденом:
«Ты не какой-то особенный. Ты не прекрасная и уникальная снежинка. Ты сделан из той же самой разлагающейся органики, как и все остальные. Мы все часть одной компостной кучи. Все мы, это просто танцующее и поющее дерьмо этого мира».
Если вы следили за проблемой атак на женщин, работающих в сфере видеоигр, о которой мы писали несколько лет назад и видели те лозунги, которые используются агитаторами ультра-правых или может быть, к сожалению, слышали, что говорит Мило Янополос, вы увидите, что множество идей по поводу места мужчин в этом мире, взяты ими из «Бойцовского Клуба»; пугающих идей, учитывая более широкий контекст этой книги и насилие, лежащее в её основе.
Перечитывание этой книги в 2016 году, пугает и вызывает нервный озноб. Ища ссылки на эту книгу, я вдруг обнаружил себя падающим в чёрную дыру фашистских сайтов, на которых цитируются фразы из фильма Дэвида Финчера, так словно это основные постулаты их веры; и хотя целые части из книги приводятся там дословно, Альт-правые, кажется больше любят цитировать фильм, так как они или не согласны с общим посланием, которое есть в книге Паланика, или они просто даже не удосужились её прочитать. Я не буду рекламировать эти сайты и давать на них ссылки, но если вам хочется чтобы вас стошнило, вы можете нагуглить “radixjournal” и «Generation alt-right» где вы найдёте статью написанную “Hannibal Bateman” цитирующего идею Телора из фильма о том, что:
«Для истории, мы словно средние дети в семье. У нас не было Великой Войны. Не было Великой Депрессии. Наша Великая Война – духовная война… наша Великая депрессия – вся наша жизнь. Мы все были воспитаны телевиденьем и верили, что однажды мы станем миллионерами, богами киноолимпа и рок звёздами. Но мы ими не стали. Мы медленно осознавали этот факт. И сейчас мы очень, очень обозлены».
Очень многие хотят использовать «Бойцовский Клуб» как источник вдохновения и руководство к действию. Возможно наилучшая реакция на такое: они сильно заблуждаются. Если вы считаете «Бойцовский Клуб» руководством по жизни и тем, что определяет ваше мировоззрение, то в лучшем случае, вы прочли лишь часть самой книги.
Тайлер Дёрден не герой и он не строит лучший мир. Он никогда не оказывается правым; скорее, он описан как маньяк, живущий в лихорадочном бреду. Те вещи, которые он совершает более чем трансгрессивные: они вызывают отвращение. Его действия придают рассказчику и морали книги ужас, отчаяние, ощущение ловушки. Он показан нам притянутым резиновыми жгутами в прямом и переносном смысле вокруг его « гонад, семенников, яичек». И он сожалеет: «я вёл себя жалко», говорит он в одной из сцен. Это не книга о «самореализации», конечно если вы не хотите в результате физически и морально облажаться.
Так что проблема в неправильном понимании, не так ли? Вы просто ошибаетесь пытаясь найти в этой книге руководство к чему-либо. «Бойцовский Клуб» фильм и книга – это сатира. Абсолютно все – абсурд. Ведь правда?
Именно такие мысли были у меня, когда я впервые прочитал «Бойцовский Клуб» на рубеже нового тысячелетия. Правда в том, что тогда я не придал большого значения идеям Паланика. Мне понравились и меня восхитили некоторые из них. Его книга была мрачна и полна насилия, но также я обнаружил, что в ней много смешного. Описание дерущихся мужчин выбивающих из себя свою незащищённость было абсолютно приведенным к абсурду образом мышления. Всё это поразило меня и казалось лишь озорной фантазией. Все мысли об отчуждении и пагубном влиянии потребления тогда мне казались старыми, покрытыми нафталином. Я абсолютно точно не видел в этой книге никаких революционных манифестов.
Но другие увидели. Вы даже можете поспорить о том, что Паланик был воодушевлен идеей того, что его книга должна влиять на людей. «Хорошая история, должна менять ваше мировоззрение» сказал он в одном из своих интервью 2011 года. В замечательном эссе, посвященном Бойцовскому Клубу, «Обезьяна думает, обезьяна делает», он также отметил: «Каждый раз, когда мы видим, что что-то возможно, мы осуществляем это …И это даёт ещё миллион новых причин того, чтобы двигаться вперёд».
Мог ли он предпологать, что в будущем, в группах людей, где отсутствует чувство иронии или эмпатии, его видение ультра-насильственной мужественности будет восприниматься как руководство, а не как сатира?
И вот сейчас мы центре урагана, Brexit и Трамп по ощущениям, могу стать заключительным аккордом «Проекта «Разгром» Телора Дёрдена. Но, я также подозреваю, что моя реакция на текущие события более эмоциональная чем рациональная. Несмотря на то, что когда-то написал Паланик, мне бы не хотелось возлагать на него хоть какую-то ответственность. Никто не знает как будут читать, использовать и интерпретировать его книгу через двадцать лет после её создания. Авторы не должны быть всегда ответственны за то, как на их книгу реагируют читатели – но, если они виновны, никто об это не осмелиться написать.
Тем не менее, нет никакого смысла отрицать, что чтение книги «Бойцовский Клуб» в этом году вызывает совершенно другие, более мрачные ощущения. Книга кажется более пророческой и, да, более революционной. В книге те же самые слова, но они приобрели другое значение. Как говорил Паланик, хорошая книга может изменить мир. Но и мир сам, может изменить хорошую книгу.
__________________________________________
[1] «Ощущение того, что идентификация себя как лица белой расы находится под угрозой: составляет суть движения Альт-правых»