Пан Володыевский - один из главных героев знаменитой трилогии польского писателя Генрика Сенкевича. Но самое интересное, что жизнь реального Ежи Володыевского тоже была впечатляющей.
Ежи Михал Володыевский был родом из семьи мелкого шляхтича, которому принадлежало несколько усадеб и часть села Ходоровцы. Как и большинство молодых людей его круга, как только он подрос, то попал на военную службу, где поначалу был незначительным шляхтичем, у которого, к примеру, не нашлось денег, чтобы заплатить татарам за выкуп родственника. Поэтому ему пришлось принадлежащие ему усадьбы в аренду, чтобы срочно решить денежные проблемы.
В 1662 году он женился на дочери шляхтича Валента Езёрковского Кристине и надо сказать, что с женой ему повезло. Во-первых, вскоре она получила большое наследство, а во-вторых, жена ему попалась строгая и в хозяйственных делах сообразительная. Так что пока Ежи воевал, жена умножала их благосостояние, насколько это было возможно в условиях постоянной войны, которую приходилось вести Речи Посполитой.
Ежи не оставлял военной жизни. Разбогатев, он смог содержать свой собственный отряд, с которым принимал участие в военных экспедициях или организуя их сам и получая максимум выгоды от походов. В рапортах отмечалось, что Володыевский со своими людьми и по своей собственной инициативе гонялся за разбойниками и казацкими ватагами. Ну и заодно становился все более богатым землевладельцем.
В 1669 году он получил под начало отряд венгерской пехоты и, присоединив к нему имевшийся у него кавалерийский отряд, стал «полковником». А заодно покупал с женой земли на Подолье. Причем не просто покупал, а еще и укреплял имевшиеся на купленных землях укрепления, так как дело шло к войне с турками.
Эта война и началась в 1672 году. Володыевский стал полковником валашской хоругви и проводил с ней в июле 1672 года разведывательные рейды. А потом турки подошли к Каменцу и началась осада города, где он стал одним из помощников генерала Потоцкого, командовавшего обороной города.
Осада началась 15 августа 1672 года, а 18 августа к крепости приехал султан Магомет IV. В реляциях опять же сообщается, что Володыевский был одним из самых храбрых защитников города, возглавлял вылазки, которые заканчивались неудачно, так как турки вскоре начали генеральное наступление.
К 25 августа положение крепости стало совсем критическим, но на военном совете Володыевский высказал решительное мнение против капитуляции, настаивая на том, что город надо продолжать оборонять, хотя защитники уже отступили в Старый замок. 26 августа турки подорвали мину, заложенную под стену, проломили ее и пошли на приступ. Одним из первых в проломе оказался Володыевский, потом подоспели другие. Развернулся кровопролитный бой, в котором, потеряв многих жолнеров, удалось отбросить наседавших турок.
За ночь защитники крепости насыпали в месте пролома вал, прекрасно понимая, что удержать его же не удастся. Поэтому был собран еще один военный совет, на котором было принято решение капитулировать. И вот тогда, под вечер 27 августа, когда бойцы уже собирались выходить с оружием из крепости, так как по условиям капитуляции гарнизон выпускали, начальник артиллерии крепости Гейкинг, не хотевший сдавать крепость туркам, подпалил порох и взорвал себя и других. Есть и мнение, что порох взорвался из-за раздолбайства гарнизона.
Володыевский же погиб не от взрыва и не от падающих обломков. В него угодил заряд картечи из-за случайного выстрела заряженной пушки, который угодил ему в голову и разнес ее почти полностью. На следующий день турки вошли в Каменец, а пана Володыевского похоронили в подвале Францисканского костела.