Как появился «Буран»
Проект «Буран» возник после того, как начал разрабатываться американский «Шаттл». Советское руководство предположило, что в США создаётся орбитальный ударный самолёт, фактически тяжёлый космический бомбардировщик. Вторым подозрительным моментом стал громадный объём грузового контейнера американского челнока, в него мог свободно поместиться не только КК «Союз», но даже и орбитальная станция «Салют», что могло говорить о возможности их захвата и принудительной посадки на американской территории. Был ещё ряд моментов, после анализа которых в военном руководстве СССР окончательно пришли к выводу о сугубо венном назначении «Шаттла». Точкой отсчёта в судьбе советского челнока принято считать апрель 1973 года, когда в ВПК с привлечением головных институтов (ЦНИИМаш, НИИТП, ЦАГИ, ВИАМ, 50 ЦНИИ, 30 ЦНИИ) был разработан и разослан на рассмотрение и согласование проект Решения ВПК по проблемам, связанным с созданием многоразового пилотируемого космического комплекса.
Первоначальный план состоял в том, чтобы сделать клон американца, усовершенствовав его и устранив ряд недостатков. В итоге должен был получиться орбитальный самолёт, несколько более тяжёлый, нежели «Шаттл». Советская разведка работала в те времена на пять с плюсом и умудрилась получить буквально море информации об американском проекте. Но возникли проблемы с двигательной установкой, отечественные кислородно-водородные двигатели не укладывались по своим параметрам в требуемые нормативы, да и по мощности до них явно не дотягивали. В американском варианте более восьмидесяти процентов нагрузки при старте приходилось на твердотопливные ускорители, советские конструкторы в целях ускорения работ решили не связываться с ними, у нас нечто подобное использовалось лишь на баллистических ракетах подводных лодок и требовало существенной доработки по мощности.
Поэтому был выбран иной путь, ускорители было решено делать на основе ЖРД. В итоге была создана линейка очень неплохих кислородно-керосиновых двигателей РД-170, которыми в дальнейшем оснастили сверхтяжёлой носитель «Энергия». Такой путь был выбран ещё и потому, что американцы имели естественную фору при запуске своих ракет из-за географического положения космодрома на мысе Канаверал, при одинаковых энергетических параметрах их ракета выводила на орбиту грузы тяжелее наших на 15%, это очень существенная цифра!
Всё это в конечном итоге сильно сказалось на облике нашего космического челнока — корабль стал заметно легче, его масса уменьшилась с первоначальных 120 тонн до 92, четвёрку двигателей вынесли на основной топливный бак, и в итоге получилась вторая ступень ракеты-носителя. От твердотопливных ускорителей отказались совсем и вместо них появились 4 жидкостных ракеты, которые стали боковыми блоками РН «Энергия».
Ракета была в базовом варианте двухступенчатой, а третьей «ступенью» стал сам «Буран», только устанавливался он не как обычно под головным обтекателем , а сбоку, ибо таковы были конструктивные требования, груз был слишком габаритным и не под какой обтекатель поместиться бы не смог. Третья ступень, т.е. сам челнок, была многоразовой, всё остальное одноразовым. У американцев же ускорители после каждого запуска приводнялись на парашютах и затем могли использоваться повторно, что впрочем, в итоге не спасло «Шаттл» от высокой стоимости его эксплуатации.
Впрочем, в СССР тоже пытались сделать боковые ускорители ракеты «Энергия» многоразовыми, хотя в нашем случае это было много сложнее, возможно так бы и произошло в итоге, но проект, как известно, был заморожен и затем закрыт полностью по причинам, к космонавтике не относящимся…
В итоге на момент первого запуска система «Энергия-Буран» полностью многоразовой не была, хотя можно было предполагать, что в итоге всё бы получилось. Но у «Бурана» были и несомненные преимущества. У нашего челнока были более мощные, нежели у американца, маневровые двигатели, что в случае его использования в военных целях давало неоспоримые преимущества. Кроме того на корабле был впервые использован сверхмощный турбореактивный двигатель, который позволял летать «Бурану» в атмосфере, используя в качестве окислителя атмосферный кислород воздуха. Побочным продуктом программы стал сверхмощный носитель, которого нам так не хватало на этапе лунной гонки.
Некоторые «знатоки» обвиняют советских конструкторов в том, что «Буран2 внешне напоминает «Шаттл», но тут надо сказать, что связано это с законами аэродинамики и ни с чем более. Оба космических аппарата построены по самолётной схеме «бесхвостка» с треугольным крылом, имели аэродинамические рули управления, работавшие при входе в атмосферу и собственно посадке. «Буран» мог ещё довольно долго лететь в атмосфере, боковой манёвр при посадке мог достигать двух тысяч километров, что позволяло в случае чего уйти на запасной аэродром.
Корабль имел полную длину в 36,4 метра, размах крыльев в 24 метра, высота корабля на шасси достигала 16 метров. Масса «Бурана» при старте превышала сто тонн, из которых 14 тонн составляло топливо, которое в итоге выгорало. Корабль имел в носовой части герметичную кабину, в которой размещался экипаж и основная часть электронного оборудования. Объём её составлял около семидесяти кубических метров. Длинa грузoвoгo oтcекa составляла oкoлo восемнадцати мeтрoв, грузоподъёмность составляла 30 тонн. Размеры грузового отсека позволяли размешать в нём бoльшиe cпутники, модули oрбитaльных cтaнций и прочие крупногабаритные грузы. Масса корабля при посадке составляла 82 тoнны.
Теплозащита «Бурана» состояла из 38 тысяч специально изготовленных керамических плиток сложного состава, включающих в себя кварцевое стекло, углеродистые материалы, волокна из специальной термостойкой органики. Особенностью кeрaмичecкой теплоизоляции было то, что она oбладала cпocобнocтью aккумулирoвaть тeплo, нe пуcкaя eгo внутрь кoрaбля. Масса такой теплозащиты превышала 9 тонн. Столь мощная тепловая защита была создана по тому, что на участке входа в плотные слои атмосферы, обшивка «Бурана» могла раскаляться до 1500-1600 градусов, а металлические конструкции самого корабля были рассчитаны на работу примерно при 150 градусах.
Единственный старт КК «Буран» по официальной версии состоялся в беспилотном режиме 18 ноября 1988 года. Корабль был успешно выведен на орбиту с помощью РН «Энергия», совершил два оборота вокруг Земли за 3 часа 25 минут, после чего вошёл в атмосферу в районе Байконура и совершил успешную посадку на специально построенную для этого полосу аэродрома. Полет «Бурана» был занесён в книгу рекордов Гиннеса как уникальный (до него никто и никогда не сажал космические аппараты в полностью автоматическом режиме).
Дальнейшая судьба комплекса «Буран-Энергия» оказалась печальной, развал страны привёл к закрытию этой программы, официально «по финансовым соображениям». Часть оборудования, в том числе сами недособранные «Бураны» и блоки РН «Энергия» до сих пор пылятся где-то в ангарах Байконура. Как сейчас это выглядит, можно увидеть здесь. На Байконуре побывала группа наших экстремалов, которая выложила целую фотосессию с фотографиями цехов и ангаров, где покоится то, что уцелело от разрухи и разграбления.
Ну и конечно же очень интересный документальный фильм