Развитие ребенка — это не только кружки, походы в театр или музей. Вы развиваете ребенка, просто играя с ним. Как сделать этот процесс приятным и эффективным для вас обоих? В первую очередь, родителю нужно стать наставником, а не учителем, чтобы указывать направление, поддерживать и хвалить малыша. Тогда ребенок будет работать и развиваться в полную силу.
Именно на этих принципах построена японская система развития детей Kumon. Давайте посмотрим, какова в ней роль родителя. Принципы, о которых пойдет речь ниже, вы можете использовать в повседневных занятиях с малышом, даже если у вас пока нет специальных рабочих тетрадей.
Давайте конкретные задания
Обучить малыша работать с ножницами, рисовать, лепить вы вполне можете сами, нужно лишь дать конкретное задание. Просьбы «иди порисуй» или «слепи что-нибудь» могут поставить ребенка в тупик. Лучше заранее обозначить, что вы будете делать. Выбирайте простые упражнения, постепенно усложняя их. К примеру, лепка яблока может состоять из нескольких блоков: простой шарик — шарик с черенком — шарик с черенком и листочком.
Или вот пример по раскрашиванию из тетради «Kumon. Учимся раскрашивать».
Это первое задание в тетради. Белая область, которую надо раскрасить, специально вставлена в вишню, тогда выходы за края будут не так заметны, и ребенок не расстроится.
А вот пример последнего задания из той же тетради.
Посмотрите, сколько мелких деталей, насколько усложнился рисунок. Между этими двумя заданиями — еще 38 упражнений, которые шаг за шагом учат ребенка аккуратно раскрашивать.
Одно из основных правил японской методики — не подгонять малыша. Каждый ребенок должен заниматься в своем индивидуальном ритме, он может идти с той скоростью, которая комфортна ему.
Занятия будут эффективнее, если заниматься регулярно. Разумеется, дети не могут организовать себя, поэтому соблюдение режима ложится на ваши плечи. Желательно делать упражнения ежедневно в будни (но не более 20-30 минут), а в выходные отдавать предпочтение отдыху, развлечениям. Так вы постепенно приучите ребенка к регулярным занятиям.
Хвалите после каждого выполненного задания
Хвалите ребенка, когда он завершит задание. Делайте акцент на том, что у ребенка получилось лучше, чем в прошлый раз. Похвала поможет закрепить навык.
Но это не означает, что нужно игнорировать ошибки. Малыш учится и тренируется, а значит, ошибки неизбежны. Не стоит сразу одергивать ребенка, подождите, пока он доделает упражнение. Скажите, что задание сделано неправильно и спросите малыша, видит ли он, где спряталась ошибка (важно, чтобы ребенок научился анализировать результаты своей работы). Когда вы вместе определите, куда закралась ошибка, задайте вопрос: «Что нужно сделать, чтобы в следующий раз всё получилось правильно?»
Не делайте за него
Будьте рядом с ребенком, но не вмешивайтесь в процесс, пусть он попробует справиться с задачами сам. Так ребенок учится справляться с задачей без помощи взрослых, а когда справляется — начинает верить в свои силы. Чтобы этот процесс проходил легко, стройте схему занятий по принципу от простого к сложному, упражнения должны усложняться совсем незаметно для малыша.
Сравните два задания, которые идут подряд в тетради «Kumon. Простые лабиринты».
Отличия между этими картинками минимальны. Если ребенок выполнил первое задание, то ему несложно будет выполнить и второе. Но благодаря такому постепенному усложнению у детей не возникает страха «я не могу».
Работая по методике Kumon, занимаясь постепенно и регулярно, малыш тренирует внимание и усидчивость, что поможет ему в будущем легче адаптироваться к обучению в школе.
В методичке Kumon вы можете подробнее ознакомиться с японской системой, а здесь подобрать рабочие тетради в соответствии с возрастом и навыком, который вы хотите развить у ребенка.