Найти тему
Газета педагогов

Мессенджеры: страшный сон классного руководителя

Согласитесь, в советское и постперестроечное время не было принято беспокоить учителей после уроков. Домашние задания ученики узнавали друг у друга, об успеваемости рассказывал школьный дневник, а общение преподавателя с родителями происходило, как правило, по инициативе педагога и не обещало школьнику ничего хорошего.

"Во времена стационарных телефонов было не принято звонить позже 21:00, – задается вопросом педагог Екатерина Шенуйсал. – Откуда сейчас взялась эта бесцеремонность?" Да, увы, нынешние родители считают возможным отправить педагогу смс в 7 утра, в 11 вечера отписаться в соцсети о болезни чада, а в разгар урока позвонить, чтобы попросить "отпустить Данечку на шахматы".

Вечером педагога ждут вопросы от родителей по поводу выставленных в электронный дневник оценок и домашнего задания, которое по технической причине может не загрузиться в это чудо XXI века. Особенно популярным педагог становится перед окончанием четверти – статистике обращений может позавидовать иной чиновник.  

Выходные дни тоже подчас становятся рабочими: в субботу родителей волнует предстоящий поход на культурное мероприятие, воскресенье – предшественник понедельника, когда надо выполнять домашнее задание. И учитель, а тем паче классный руководитель, должен ответить каждому.

Когда же педагогу отдыхать? Постоянная вовлеченность в процесс вдохновляет только на первых порах, но со временем педагога может настигнуть пресловутое эмоциональное выгорание.

Что делать? Предлагаем несколько вариантов выхода из ситуации.

  • На первом же родительском собрании оговорите жесткие правила, которые нельзя нарушать обеим сторонам, в том числе временные промежутки, когда можно обращаться к вам с вопросами. Главное, чтобы вы соблюдали эти правила!
  • Настройте связь с родителями через представителя родительского комитета, который побеспокоит вас только в случае крайней необходимости. Вопросы подготовки к праздникам, экскурсиям родители могут самостоятельно обсудить в мессенджере.
  • Заведите два телефона или две sim карты, рабочий день окончен – рабочий телефон выключается.
  • Настройте два аккаунта в соцсетях: личный и рабочий. И позвольте себе уже наконец постить на своей стене в личном аккаунте то, что нравится.
  • «Извините, МарьИванна, мой рабочий день закончен. Буду рада общению с Вами завтра в промежутке с ## и до ##». Знающие люди утверждают, что именно за умение и готовность произнести эту фразу твердым тоном вы будете впоследствии себе благодарны. Хорошо бы потренироваться перед зеркалом.  

Что думают по этому поводу педагоги?

Екатерина Шенуйсал: "Может, стоит ввести в школах этику общения в социуме, в частности в социальных сетях и мессенджерах? Пусть это будет всего два или три урока, но с практическими заданиями на дом. И хорошо бы еще преподавать будущим учителям не только детскую психологию, но и методы общения с родителями".

Марина Бельфер, учитель русского языка и литературы московской гимназии № 1514: "Сама я не написала в электронном журнале ни одного письма за все время, что он есть, и никто от меня этого не потребовал. Если у меня есть проблема, я должна увидеть маму, познакомиться с ней, посмотреть ей в глаза, поговорить. А если у меня и у большинства моих учеников нет проблем, то я ни о чем не пишу. Для общения с мамами и папами есть родительское собрание или индивидуальные встречи".

Виктория Раллин: "Для письменных сообщений не вижу никаких временных преград, они для этого и предназначены, человек пишет когда ему удобно, а тот кому адресовано сообщение, в зависимости от характера сообщения, пишет тоже когда ему удобно ответ или не пишет совсем. На сообщение о том, что ребенок не придет в школу, нет необходимости отвечать, на вопрос о домашнем задании тоже - для этого есть одноклассники или их родители".

Ольга Урсова: "У любого явления, в том числе, связанного с технологическими достижениями, есть как плюсы, так и минусы. Нужно уметь гибко обходить минусы и эффективно использовать плюсы, и это относится к проф.компетентности педагога".

Дорогие педагоги! Ограничивать общение с родителями школьников или нет – решать вам, мы же можем только попросить вас беречь себя и отдыхать как можно больше.