Самолет, построенный для космической программы «Буран», побил множество мировых рекордов. Созданный в Советском Союзе, он стал «вишней» авиастроения Великой страны.
Это не просто самолет, а мрия (или в переводе с украинского языка – мечта) руководителей, инженеров и простых людей.
История создания
Гонка вооружения между США и СССР привела к появлению многоразовых и многоцелевых космических челноков. Американцы создали «Спейс Шаттл», а Советский Союз – «Буран». Отвлекаясь от темы, хочется сказать, что наш проект опережал своего прямого конкурента.
Составляющие ракето-носителя и корабля надо было доставлять прямо с завода до стартовой площадки. Для этой цели было принято решение о создании нового самолета с большой грузоподъемностью. Агрегаты и узлы АН-225 унифицированы с АН-124 «Руслан», чтобы сократить время разработки до 3,5 лет. Первый полет был совершен 21 декабря 1988 года. Существует 2 экземпляра: первый эксплуатируется украинской транспортной компанией Antonov Airlines, а второй готов лишь на 70% и для завершения пока не хватает финансирования.
Технические характеристики
Воздушное судно АН-225 имеет 6 авиамоторов и двухкилевое оперение. Это самый большой и грузоподъемный самолет в мире. Созданный для переноски корабля «Буран», он может перевозить грузы до 250 тонн на расстояние до 4000 км. Поддерживаемая скорость на длительных расстояниях составляет 850 км/ч.
Размеры исполина просто поражают:
· длина: 84 метра;
· высота: 18,2 метра;
· размах одного крыла: 88,4 метра;
· вес (пустого): 250 тонн.
Кабина управления рассчитана на 6 членов экипажа и 88 человек сопровождения груза. Бортовой комплекс механизмов погрузки облегчает погрузочно-разгрузочные работы. Габариты космического корабля больше, чем грузовой отсек АН-225, поэтому на его фюзеляже предусмотрены специальные крепления. Это делает самолет уникальным транспортом.
Вся управленческая система многократно резервирована. Это обеспечивает повышенную надежность.
Эксплуатация единственного экземпляра
В 2001 году выданы специальные международные разрешения для коммерческой эксплуатации. Для этого «Мрию» пришлось доработать. Авиакомпания Antonov Airlines использует самолет для транспортных целей. Он совершал коммерческие авиарейсы в Австралию и Бразилию. Проводились проектные работы по использованию его в качестве летающего стартового комплекса.
Сейчас в СМИ появляется информация о заинтересованности различных стран приобретения лицензии на постройку АН-225. Будем надеяться, что документация попадет в «правильные руки» и Мечта вырастет в что-то большее.