Доброго всем!
Сегодня я проведу вас через плацкартный вагон. Да, самый обыкновенный плацкарт, каких по нашим железным дорогам ходит очень и очень много. Для своего похода я выбрал классическую, старую модель.
Такие вагоны являются самыми долгожителями, и когда люди говорят о поездке в пассажирском поезде, чаще всего перед мысленным взором встает именно такой, плацкартный, вагон. Конечно, многие из вас знают такие вагоны и без моего повествования. Но очень большая часть населения нашей страны никогда их не видела. Кто-то еще слишком юн для путешествий, другие живут там, куда можно только на самолете добраться.
Начнем прогулку по вагону.
Вагон начинается с тамбура. С рабочего тамбура, ведь он, по сути и является входом в вагон.
В пассажирском вагоне рабочий тамбур исполняет еще одну роль, это место где хранятся запасы топлива, угля. Здесь же расположен и отопительный котел. Климат у нас весьма разный, поэтому все вагоны оборудованы котлами отопления. Котел комбинированный, отапливается как углем, так и электричеством, для чего в него вмонтированы тэны и подведено электричество. И не просто электричество, а 3000 вольт!
А вы знаете, как отличить рабочий тамбур от не рабочего? Вам эти знания понадобятся при посадке. Вот поезд только останавливается, а вам уже нужно знать, к какой стороне вагона подойти на посадку.
Посмотрите на эту фотографию, на ней хорошо видно внешние ориентиры рабочего тамбура. Самое главное, у рабочего тамбура есть откидная ступенька, которая продляет лесенку до самого покрытия перрона.
Еще, над рабочим тамбуром есть решётки вентиляции. И самое заметное, номер вагона и табличка с названием поезда, тоже расположены ближе именно к рабочему тамбуру.
За дверью входа в сам вагон есть небольшое служебное пространство.
Здесь есть кран питьевой воды и титан, в котором всегда есть кипяток для нужд пассажиров. А еще здесь, на дверях рабочего купе проводника, можно узнать массу полезной и важной в поездке информации.
Современные проводники еще и продажами занимаются, поэтому на двери весит каталог товаров, которые можно купить прямо в вагоне. информация о дежурном проводнике и еще масса табличек, с которыми можно будет ознакомиться позже, во время движения.
Здесь же расположено рабочее место самого романтичного сотрудника России, проводника пассажирского вагона. У окна небольшое сидячее место, это место дежурного проводника. Здесь она может присесть между капризами пассажиров, между уборками, продажами. мытьем стаканов и топкой котла отопления.
Практически посидеть то ей и некогда, разве только ночью. Недаром же есть такой анекдот:
Взрослый сын приходит к матери:
Мама, я женюсь!
А кем она работает?
Угадай: она стоя ест и стоя спит
Еще проводник следит за приборами, вот их целый пульт. Здесь и освещение и отопление и вентиляция и пожарная сигнализация. А еще радио, связь, розетки. Словом все, вся инфраструктура вагона собрана в одну панель.
Далее есть купе для отдыха проводников. это единственное купе в плацкартном вагоне. место, где проводник может уединиться от посторонних глаз, поспать, переодеться, покушать.
Далее следует сам пассажирский вагон, место для пассажиров.
Салон вагона разделен на 9 отсеков. В каждом по 6 мест для сна. Есть 4 места, как в купе, а есть еще два на боковушке, вдоль прохода.
Вообще в плацкартном вагоне 54 спальных места или 81 сидячих, когда вагон идет "общим" или "сидячим" без спальных мест. Четные места находятся сверху, а не четные, это нижние.
В спальном вагоне на каждое место есть матрас, одеяло и подушка. Постельное белье раньше покупали у проводника, сейчас его стоимость входит в стоимость билета. И это правильно, раз берешь билет в спальный вагон, то и постель купить будь добр.
Так выглядят спальные места в вагоне. У пассажира нижнего места есть рундук, ящик под полкой для хранения багажа. Пассажиру верхней полке можно хранить свои вещи на третьей полке. она не вошла в кадр. Можно и внизу, но это уже по договоренности.
Чтобы верхний пассажир не упал во сне, его полка оборудована специальным барьером. Раньше, в моем детстве их не было. Потом появились пристяжные ремни, которые натягивались между второй и третьей полками и спасали пассажира от падения, теперь вот так, эволюция, однако.
Самые романтические, хотя и не самые удобные. места в плацкартном вагоне. это конечно. боковые. Посмотрите, какой уютный уголок. Так и тянет поговорить о жизни за чашкой горячего чая. А вслучае наступления ночи, столик превращается, превращается столик... В полноценное спальное место!
Вещи пассажиров боковых мест встают под полку или на третьем этаже.
И вот мы с вами добрались до санузла и нерабочего тамбура. В классическом плацкартном вагоне и туалет классический. пользоваться во время стоянок запрещено, еще и санитарные зоны соблюдать приходится. Но в современных вагонах с этой проблемой давно справились, поставив биотуалеты.
В нерабочем тамбуре в старые, добрые времена была курилка. Сюда выходили люди со всего вагона, чтобы придаться пагубной привычке. Сегодня все иначе. Курить здесь нельзя, даже электронные сигареты.
Вот такой он, пассажирский плацкартный вагон. я постарался рассказать о нем без тайн и без прикрас. Теперь вы знаете про него гораздо больше. Когда увижу еще что-нибудь интересное, напишу и об этом.
Ваш В.В.
И как завершение: