Когда мы рассматриваем фотографии, мы прекрасно осознаем их двухмерность, но в то же самое время они выглядят трехмерными. В основе всего этого лежит наш повседневный зрительный опыт. Двухмерной фотокарточке эффект реального пространства придают так называемые «изобразительные признаки» глубины, и их мы сейчас подробно рассмотрим на простых наглядных примерах.
1) Рассмотрим рисунки 37,38,39. Отрезки на рис. 37 мы воспринимаем просто лежащими в плоскости листа бумаги, а другой отрезок на рис. 38 видится уходящим в глубину. Рис.39 воспринимается глазом, как дорога, уходящая вдаль. Первый признак глубины гласит: «Сходящиеся на плоскости прямые вызывают впечатление двух параллельных, уходящих в глубину». Этот закон линейной перспективы описал еще Леонардо да Винчи.
2) Рассмотрим рис. 40. Квадрат справа кажется нам более удаленным. Это вторая часть закона линейной перспективы: уменьшение размеров равновеликих предметов также дает впечатление удаленности. Причем на рис. 41 пространство выражено значительно сильнее, впечатление усилилось за счет расположения квадратов на воображаемой горизонтальной плоскости, уходящей в глубину.
3) Еще один закон – это закон тональной перспективы: более светлые предметы воспринимаются как более далекие. Рассмотрим рис.42 предварительно отметив, что других признаков глубины на чертеже нет, квадраты равны по величине и отличаются только тем, что один светлее, а другой темнее. На рис. 43-45 эффект глубины растет по мере накопления признаков.
4) И еще одна иллюзия - размывание контуров далеких предметов. На рис. 46 изображение нерезкого квадрата кажется глазу более удаленным. Этот эффект соответствует ограниченной способности глаза видеть одинаково отчетливо разно удаленные предметы в реальном пространстве (чем дальше предмет, тем более размыты его черты).
5) Существует также признак «воздушной перспективы». С увеличением расстояния до предметов цвета делаются менее насыщенными и видимая окраска предметов изменяется к голубой части спектра.
6) Самый сильный признак глубины — заслонение. Расположенный ближе предмет заслоняет, перекрывает часть другого, находящегося дальше. Именно так мы воспринимаем пространственные отношения на рис. 47.
7) И еще один существенный признак глубины — светотень. Свет и тень создают свое пространство и делают это весьма убедительным образом. Даже если сам источник света не включен в кадр, характер распределения светотени все равно дает нам впечатление пространства картины, наполняя это пространство воздухом.
Старайтесь учесть и соблюсти изобразительные признаки глубины и это приблизит Вас на шаг ближе к получению профессиональных кадров! Желаю удачи!