С отменой прямых выборов мэров, им приходится проявлять изобретательность, укрепляя свою легитимность в глазах населения личным пиаром, популистскими акциями и дружбой с предпринимателями…
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили новое исследование, посвященное оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации за январь-март 2018 года. В прилагаемом к исследованию рейтинге мэр Вологды Сергей Воропанов, утверждённый в этой должности городской Думой по представлению губернатора в октябре 2017 года, занял почётное 26 место, возглавив вместе с более опытным коллегой — мэром Красноярска Сергеем Ерёминым — вторую группу руководителей губернских столиц.
«Новичок»
Исследование получилось весьма представительным, несмотря на то, что в рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей в связи с отсутствием у этих регионов собственных административных центров. Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти.
Авторы исследования уточняют, что результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»).
Как отмечается в комментарии составителей, вологодский мэр, занявший свой пост в октябре 2017 года, пока воспринимается экспертами как новичок. Его считают вполне компетентным руководителем, но уступающим своему предшественнику Андрею Травникову. Эти мнения не персонифицируются, но очевидно, что они принадлежат, прежде всего, местным экспертам. Приводимые дальше противоречивые оценки свидетельствуют, что однозначного консенсусного мнения по поводу фигуры мэра Воропанова в региональной (и, возможно, даже городской) элите ещё окончательно не сложилось.
В частности, к минусам вологодского мэра некоторые эксперты относят чрезмерную склонность к пиару без достаточных для этого оснований. К примеру, с большой помпой была подана отмена «не приёмного дня» в городской администрации с демонстрационным демонтажем соответствующих табличек. Кто-то из наблюдателей поддерживает данную инициативу, но большинство считают, что она только ухудшила условия работы рядовых исполнителей, не приведя к каким-либо позитивным переменам. Однако мнение жителей, обычно приветствующих любое, даже мнимое, движение власти в сторону большей открытости, в данном случае вполне может отличаться от экспертного.
К этой же категории популистских действий можно было бы отнести и троекратное расширение числа городских семей, получивших право пользоваться молочной кухней, которое почему-то считается «чрезвычайно сильным имиджевым ходом» Сергея Воропанова. Примером благоприятной для мэра и города информации явилось увеличение до 396 количества дворов, которые будут отремонтированы в ближайшие годы по федеральной программе «Городская среда». А вот это, похоже, уже — чистый пиар, поскольку финансирование ремонтов — заслуга не города, а партии «Единая Россия», для которой, впрочем, эта программа — тоже часть партийного пиара, который уже сработал на выборах президента и должен ещё поработать на предстоящих выборах в Госдуму и законодательные собрания регионов.
В городе остро стоит проблема качества водопроводной воды, остро ощущается необходимость улучшения всех коммунальных сетей. Есть проблемы транспорта — Вологда ещё не отошла от недавних автобусных «маршрутных войн». В части решения этих проблем пока сделано не так много. Но администрации всё же удалось создать ощущение, что «ситуация постепенно меняется в лучшую сторону». Этому способствуют такие хорошие новости, как недавняя закупка 10 низкопольных газомоторных автобусов.
То, что Сергей Воропанов начал активно пиарить городскую промышленность, каждую неделю в сопровождении СМИ выезжая на предприятия, с одной стороны, отчасти опровергает бытующий среди населения миф о том, что «всё развалили», что в городе не осталось никакого производства. С другой стороны, это формирует имидж мэра как «хозяйственника».
За Воропанова играет и расклад сил в Гордуме Вологды, где, по оценкам экспертов, всего три формально оппозиционных депутата из 30. С одной стороны, эта общая благостная картина взаимоотношений мэра и городской законодательной власти помогает Воропанову работать. С другой, — создаёт определённые проблемы легитимности, усугубляемые продолжающейся критикой двуглавой системы управления муниципалитетом, введённой в 2016 году. Впрочем, как отмечают составители рейтинга, этот сюжет не вологодская особенность, но изначально является «красной тряпкой» для большинства экспертов «Национального рейтинга».
В поисках легитимности
Пока в основе легитимности Сергея Воропанова, с точки зрения населения Вологды, лежат два аргумента — он коренной вологжанин и его поддерживает популярный губернатор Олег Кувшинников.
Но опора только на местный патриотизм и часть губернаторского рейтинга — вещь ненадёжная. Именно отсюда и «растут ноги» склонности Воропанова к пиару и популизму — ему нужна дополнительная поддержка вологжан, по крайней мере, до той поры, пока не появятся хоть какие-то реальные позитивные результаты: в экономике, социальной сфере, ЖКХ...
Также по теме:
Сгорел на Масленице. Вологодский чиновник не вписался в команду мэра Вологды
Февральские тезисы: что пообещал недовольным вологжанам Сергей Воропанов