Найти тему
Андрей Перечицкий

В России появятся невозвратные ЖД-билеты

Хотел я сегодня выложить пост с фотографиями, но наши законодатели так разошлись, что я никак не могу пройти мимо ещё одной громкой темы - введения невозвратных билетов в поездах. Вчера о том, что соответствующий законопроект принят госдумой в третьем чтении (а внесли его ещё в 2014 году!) отписались все СМИ. Но, как водится, подробно текст никто не разбирал. Так что, как обычно, это сделаю я

Итак, документ называется О внесении изменений в статью 83 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Устав ЖД-транспорта, соответственно, самый главный законодательный документ в данной отрасли. Статья 83 довольно обширна, так что я приведу её целиком и уберу под спойлер.

Статья 83. Физические лица имеют право приобретать проездные документы (билеты) в любой поезд и любой вагон до указанной ими железнодорожной станции назначения, открытой для осуществления операций по перевозке пассажиров.
Пассажир имеет право при проезде в поездах дальнего следования:
провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом;
провозить с собой кроме мелких вещей ручную кладь в порядке и на условиях, которые предусмотрены правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом;
сдавать для перевозки багаж;
занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом;
делать остановку в пути следования с продлением срока действия проездного документа (билета) не более чем на десять суток;
продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае непредоставления места, указанного в проездном документе (билете), и несогласия воспользоваться другим местом на время до отправления следующего поезда, в котором ему будет предоставлено место, а при отказе от поездки получить полную стоимость проезда, состоящую из стоимости билета, стоимости плацкарты и сборов, если таковые взимались при приобретении проездного документа (билета);
продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае болезни в пути следования на время болезни, подтвержденной документами лечебных учреждений;
при наличии свободных мест выезжать поездом, отходящим ранее того поезда, на который приобретен проездной документ (билет), с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе в порядке, определенном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом;
получать от перевозчика полную стоимость проезда за непроследованное расстояние независимо от срока возврата проездного документа (билета) до отправления поезда в случае отмены отправления поезда, задержки отправления поезда;
получать от перевозчика полную стоимость проезда при возврате проездного документа (билета) в пункте пересадки в случае опоздания по вине перевозчика на согласованный поезд;
получать от перевозчика полную стоимость проезда за непроследованное расстояние при прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом в движении поездов;
возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение двенадцати часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), а в случае отказа от поездки получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты.
При возврате неиспользованного проездного документа (билета) для проезда в поезде дальнего следования пассажир имеет право:
не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;
менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарты;
менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.
Возврат причитающихся сумм за неиспользованные проездные документы (билеты) осуществляется в порядке, определенном правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Для проезда в поезде пригородного сообщения пассажир имеет право:
приобрести билет для разовой поездки туда или туда и обратно либо абонементный билет установленной формы;
провозить бесплатно детей в возрасте не старше пяти лет;
провозить с собой ручную кладь в порядке и на условиях, которые предусмотрены правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
получать полную стоимость проезда в случае незапланированного перерыва в движении пригородных поездов более чем на час.

Теперь пройдёмся по изменениям. Их немного и все из них статью дополняют - никаких замен и удалений.

1. Добавляется:

Проездные документы (билеты) в поезда дальнего следования приобретаются по тарифам, предусматривающим условие о получении обратно стоимости проезда при возврате неиспользованного проездного документа (билета) в соответствии с положениями части третьей настоящей статьи, либо по тарифам, не предусматривающим такого условия. При этом условие о неполучении обратно стоимости проезда при возврате неиспользованного проездного документа (билета) в соответствии с положениями части третьей настоящей статьи предусматривается перевозчиком в отношении тарифов, регулирование которых не отнесено законодательством Российской Федерации к полномочиям федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте. При наличии установленного перевозчиком тарифа, предусматривающего условие о неполучении обратно стоимости проезда при возврате неиспользованного проездного документа (билета) в соответствии с положениями части третьей настоящей статьи, лицо, приобретающее проездной документ (билет) в поезд дальнего следования, самостоятельно определяет, по какому из предложенных ему тарифов будет оформлен такой проездной документ (билет)

Здесь всё понятно - прописывается что тариф может быть как возвратным, так и невозвратным

2. Добавляется:

Возврат причитающихся сумм за неиспользованные проездные документы (билеты), приобретенные по тарифам, не предусматривающим условия о получении обратно стоимости проезда при возврате неиспользованного проездного документа (билета) в соответствии с положениями части третьей настоящей статьи, осуществляется только в случае внезапной болезни пассажира или совместно следующего с пассажиром члена семьи (супруга, родителя (усыновителя) или ребенка (усыновленного), смерти члена семьи либо травмирования пассажира в результате несчастного случая, подтвержденном соответствующими документами, а также в случае отмены отправления поезда или задержки отправления поезда либо непредоставления пассажиру места, указанного в таком проездном документе (билете).

Здесь прописывается ряд случаев, при которых невозвратный билет всё-таки можно вернуть. Это всё форс-мажоры и вина перевозчика.

3. Добавляется:

Перевозчик или уполномоченное им лицо до заключения договора перевозки пассажира обязаны убедиться в том, что пассажир проинформирован о возможности приобретения проездного документа (билета) в поезд дальнего следования по тарифу, предусматривающему условие о получении обратно стоимости проезда при возврате неиспользованного проездного документа (билета) в соответствии с положениями части третьей настоящей статьи, либо по тарифу, не предусматривающему такого условия, а в случае необходимости проинформировать пассажира о такой возможности. Порядок информирования пассажиров о возможности приобретения проездных документов (билетов) в поезда дальнего следования по тарифам, предусматривающим условие о получении обратно стоимости проезда при возврате неиспользованного проездного документа (билета) в соответствии с положениями части третьей настоящей статьи, либо по тарифам, не предусматривающим такого условия, устанавливается правилами оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

Задача проинформировать пассажира о том, что тариф теперь есть возвратный и невозвратный возлагается на перевозчика (и, в общем, понятно что это будет информация на сайте, информационная визуалка у касс и просто вопрос кассира "По какому тарифу оформляем"?).

И, в общем-то, всё. Да-да - это все изменения, вносимые в Устав ЖД-транспорта данным законом. Чего там было мурыжить 3 с лишним года - решительно непонятно

Вступить в силу он должен с 1 января 2019 года. Открытым остаётся вопрос начнётся ли продажа за 90 дней до 1 января (и, соответственно, оформление невозвратных билетов уже с первого дня 2019 года) или же 1 января появится только возможность оформления. Но это будет понятно ближе к делу

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц