В крупных российских городах растет число заведений общественного питания. В 2017 году впервые, после двух лет падения, общепит вырос. В этом есть и заслуга девелоперов.
В последнее время городская повестка часто формируется темами про алчных девелоперов, которые хотят все снести и застроить "никому не ненужными бетонометрами".
Да, девелоперам нужны рамки для деятельности. Но фокус в том, что развитие и преображение городов в целом и стрит-ритейла, в частности, происходит во многом благодаря тем самым девелоперам, которые "понастроили" и насытили рынок недвижимости. Часто именно перенасыщение рынка и последующее снижение цен позволяет многим компания выйти на рынок и открыть новый бизнес.
Диалог двух хипстеров:
- В центре вообще круто стало! Столько прикольных заведений с крафтом открылось. - - Дак, я тебе говорю, надо квартиру в центре мутить!
Для начала, давайте посмотрим, что происходит с общепитом в целом по стране.
Общепит. Рост вроде бы есть...
Можно посмотреть на рост оборота общественного питания в России, он почти непрерывно растет. Но этот рост номинальный и не учитывает инфляцию.
Если очистить рост от инфляции, то рост общественного питания наблюдался до 2008 года и в период с 2010 до 2014. Эти цифры можно найти на сайте Росстата.
В сопоставимых ценах оборот общепита в 2017 году вырос на 3,2%.
В 2015 он упал на 5%, а в 2016 еще на 2,9%.
...но его почти нет
Развивая тему изменения реального роста оборота общественного питания можно оценить текущую динамику относительно 1985 года, когда в тренде были "столовки" .
Пока "столовки" побеждают бары, рестораны и остальной стрит-фуд.
В то же время рост общественного питания в последние годы происходил прежде всего в крупных российских городах. По данным 2ГИС за последний год число точек общепита в крупных городах выросло на 5%, а в Москве на 9%.
Тестируй это
Действительно, в последние несколько лет, в крупных городах растет число кондитерских, баров, ресторанов и других площадок. Радует то, что число барбершопов рядом с моим домом скоро обгонит число алкомаркетов и сравняется с Пятерочками. Печалит то, что не все заведения закрепляются.
Наверное, 30-40% закрывается не проработав года. Ротация арендаторов, смена форматов и направлений торговли в стрит-ритейле достаточно высокая. Предприниматели пробуют и тестируют разные идеи.
Понятно, что общественное питание, уличная торговля и сфера услуг растут там, где есть платежеспособный спрос. Но есть и другие факторы, и связаны они с уровнем развития рынка недвижимости, строительством новых современных объектов и перераспределением торговых операторов.
На наш взгляд, именно процессы насыщения рынка, рост конкуренции и появление новых современных площадей освободили старые помещения на городских улицах, снизили ставки аренды и позволили предпринимателям запускать новые проекты и экспериментировать. Еще 5-7 лет назад арендные ставки для многих бизнесов были заградительными.
Важную роль для для мелкого и среднего бизнеса, ориентированного на уличную торговлю, сыграли и торговые центры. С одной стороны, они забрали на себя покупателей, с другой - освободили улицы от дорогих брендов, помещения стали более доступными для местного бизнеса.
Не всем нравится, когда в сложившемся районе появляется новая стройка. Но наши города по-прежнему слишком рыхлые и их можно уплотнять. Заведениям общепита и сфере услуг нужен клиентский поток, поэтому повышение плотности, появление новых жителей способствует развитию более разнообразной и качественной инфраструктуры в районе.
В Москве платные парковки уже давно способствует трансформации уличной торговли под пешеходов. Екатеринбург должен предпринять повторную попытку введения платной парковки в этом году. Возможности для развития бизнеса на 1 этажах становятся более структурированными. А самих площадей становится больше. И это ограничивает рост арендных ставок.
Поэтому хипстеры, молодежь и обычные городские жители, которые любят улицу и все что с ней связано, должны понимать, что говоря о развитии города с девелоперами, необходимо искать разумный баланс, а не выступать против любых изменений и любого строительства. Без обновления рынка не было бы уличной активности, которую мы так любим.
Михаил Хорьков,
Уральская палата недвижимости