Найти тему
Одновременно

Как костромской крестьянин Осип Комиссаров царя спас

Я недавно написал про первое покушение на Российского императора. Совершил его 25 летний недоучившийся студент происходивший из бедных дворян Дмитрий Каракозов, а вот спас царя Осип Комиссаров, шляпных дел мастер, происходивший из костромских крестьян. Напомню как развивались события.

4 (16 по новому стилю) апреля 1866 года было совершено первое покушение на императора Александра II. В 4 часа после полудня царь возвращался с прогулки по Летнему саду, сопровождали Александра племянник герцог Николай Лейхтенбергский и племянница принцесса Мария Баденская. У входа в Летний сад императора ожидала карета и толпа зевак, желавших поглазеть на царствующую особу. Александр остановился у экипажа и начал надевать шинель, в этот момент раздался пистолетный выстрел от которого никто не пострадал. По официальной версии, императора спас простой русский крестьянин Осип Комиссаров.

Осип Иванович Комиссаров происходил из села Молвитино Буйского уезда Костромской губернии, родился в 1838 году, был крепостным. Промыслом односельчан издавно было производство шляп и фуражек, поэтому малолетнего Осипа отправили в Петербург в учение шляпному мастеру Садову. В Петербурге Осип дослужился до подмастерья, женился.

Проходя мимо Летнего сада, он увидел карету рядом с которой толпились люди. Узнав у прохожих, что это царский экипаж, Осип присоединился к зевакам. Вскоре к карете подошел Александр и стал переодевать шинель. Какой-то молодой человек стал грубо проталкиваться мимо Комиссарова вперед, доставая пистолет и целясь в императора.

Дальнейшее Комиссаров описывал так:

«Сам не знаю что, но сердце мое как-то особенно забилось, когда я увидел этого человека, который поспешно пробивался сквозь толпу; я невольно следил за ним, но потом, однако, забыл его, когда подошел государь. Вдруг вижу, что он вынул и целит пистолет: мигом представилось мне, что, коли брошусь на него или толкну его руку в сторону, он убьет кого-либо другого или меня, и я невольно и с силой толкнул его руку кверху; затем ничего не помню, меня как самого отуманило».

Известие о спасении государя простым мужиком, да еще из под Костромы, немедленно облетело город. Естественно, напрашивалась аналогия с другим костромским крестьянином - Иваным Сусаниным. Восторг публики от «чудесного спасения» Александра II не знал границ. Во всех церквях на торжественные молебны за здравие государя стекались толпы народа. В Мариинском театре и московском Большом театре, срочно поменявшем репертуар, в эти дни шла только одна вещь - опера «Жизнь за царя», она же «Иван Сусанин».

Вечером того же дня Осип Комиссаров, одетый подобающим образом, был принят в Зимнем дворце, где удостоился императорских объятий. Александр II повесил ему на грудь Владимирский крест IV степени и возвёл в потомственные дворяне с присвоением фамилии — Комиссаров-Костромской. Впоследствии новоиспеченный русский дворянин Осип Комиссаров-Костромской был награжден австро-венгерским Командорским крестом ордена Франца Иосифа и французским орденом Почетного легиона. Монетный дом отчеканил медаль «В память чудесного спасения Императора Александра II 4 апреля 1866 г.» с портретом Комиссарова-Костромского на аверсе.

В одночасье Осип Иванович превратился в невероятно популярную фигуру, в честь него давали приемы и обеды, Некрасов посвятил ему стихи. Бывший хозяин Комиссарова, владелец села Молвитина барон Кистер, 10 апреля в трактире «Московский» дал обед для проживающих в Москве крестьян села Молвитино, которых собралось около 40 человек. На родине героя в селе Молвитино был установлен памятник Комиссарову-Костромскому, простоявший до октября 1917 года, пока его не разбили односельчане. Костромской помещик Борщов оформляет на его имя дарственную на 784 десятины земли по реке Костроме. Московская Дума присваивает ему звание Почетного гражданина.

Почетный гражданин Москвы Осип Иванович Комиссаров
Почетный гражданин Москвы Осип Иванович Комиссаров

Постепенно ажиотаж вокруг Осипа Комиссарова начинает спадать. Последний раз широкая публика видит его на церемонии часовни Св. Александра Невского в память чудесного избавления царя от гибели.

Генерал-адъютант Эдуард Тотлебен, назначенный Александром II опекуном к новому дворянину Осипу Комиссарову-Костромскому, через год после покушения на императора, определил своего подопечного юнкером в престижный 2-й лейб-гусарский Павлоградский полк. В полку служили исключительно родовитые дворяне, разумеется, они с презрением отнеслись к выскочке Комиссарову. Попав в непривычную и враждебную ему среду, Осип Иванович нашел известный способ бороться с душевными травмами - начал пить. Возможно спился бы совсем, но в 1877 году вышел в отставку в чине ротмистра. Поселился в пожалованном ему имении в Полтавской губернии, занимался садоводством, разводил пчел и умер в 1892 году.

Если вам интересно смотреть на старые фотографии, подписывайтесь на мой канал в Телеграм