Найти тему
disco_chai

Откуда в поездах появились подстаканники?

Спроси у любого из вас, что вы представляете при слове "подстаканник", наверняка вспомните размеренный стук колес, купе, окно с видом проносящихся мимо российский пейзажей и янтарного цвета чай в подстаканнике. Рядом пара кусочков сахара рафинада, а мимо, словно четырехрукая богиня Кали, пробегает проводница, умещающая 5 стаканов в одной и 5 в другой.

Правда, я вспоминаю не только романтику и купе, т.к. имею большой опыт "жизни" в поезде от Москвы до Хабаровска и обратно. А еще и заезженный плацкарт, запах доширака и вареных яиц вперемешку с перегаром дембельнутых, возвращающихся домой, звуки неумелого гитарного перебора за тонкой стенкой, удары истрепавшихся карт по столу, очередь в туалет, чьи то ноги, торчащие со второй полки....

Но все же любовь к подстаканникам началась у меня именно с поездов.
С 1924 года РЖД начали подавать чай в граненных стаканах с подстаканниками. Сами стаканы не стоили ничего, а подстаканник - надежная, практически неубиваемая посуда.
К тому времени, мода на них уже прошла и  подстаканники были заброшенны на дальние полки кухонных шкафов до лучших времен. Российская промышленность осваивала производство посуды из пластмассы. Да и  не вписывались эти медные/серебрянные/стальные красавцы в "синтетическую" хрущевку со шкафами из  деревянной стружки.
И вот подстаканники получили новую жизнь благодаря РЖД и назывались они "Свободная дорога"

Подстаканник не просто атрибут чаепития, но настоящий символ ушедшей эпохи.
Поэтому сейчас, когда я пью из него чай, испытываю легкую ностальгию по прошлому, двери в которое, как в купе, приоткрываются, стоит только взяться за ручку подстаканника.