Найти в Дзене

Сюжет мифа «Эхо и Нарцисс» в творчестве великих художников

Оглавление

Древнегреческий миф о Нарциссе и нимфе Эхо лег в основу сюжета картин разных авторов. Он привлекал живописцев возможностью выразить на полотне сложные чувства героев.

«Нарцисс и Эхо», фреска из Помпей (45–79 н. э.)
«Нарцисс и Эхо», фреска из Помпей (45–79 н. э.)

Сын речного бога был красивым самовлюбленным юношей. Однажды, увлекшись охотой, он заблудился в лесу. Здесь его и повстречала нимфа Эхо.

Александр Кабанель, «Эхо», 1887
Александр Кабанель, «Эхо», 1887

Она влюбилась в прекрасного Нарцисса, но не имела возможности заговорить с ним. На нее было наложено проклятье богиней Герой. Нимфа не могла вступить в разговор с кем-либо, а лишь повторяла слова, произнесенные другими.

«Нарцисс у ручья» картина Караваджо (1597-99, Palazzo Barbarini)
«Нарцисс у ручья» картина Караваджо (1597-99, Palazzo Barbarini)

Нарцисс ищет дорогу. Юноша кричит, а Эхо вторит ему. Но когда он наконец увидел нимфу, то отверг ее чувства. Разгневанная богиня любви Афродита жестоко наказала его: он увидел в ручье свое отражение и влюбился в него. Бесконечно взирая на водную гладь, он умирает и превращается в прекрасный цветок.

Джон Уильям Уотерхаус

Английский художник родился в 1844 году. Считается одним из самых дорогих живописцев не только в Британии, но и во всем мире. Создавал работы в русле прерафаэлитизма. Данное направление в живописи выступало против подражания классическим образцам. Сюжеты автор черпал в мифологии.

«Эхо и Нарцисс» Джон Уильям Уотерхаус, 1903
«Эхо и Нарцисс» Джон Уильям Уотерхаус, 1903

Картина «Эхо и Нарцисс» создана в 1903 году. Главный персонаж возлегает у ручья, он не в силах оторваться от своего отражения в темной воде. Его красивое тело обрамляет красный хитон. Нимфа с печалью взирает на возлюбленного. В ее взгляде смирение, покорность обстоятельствам. Полуобнаженная фигура, красивое лицо с несколько неправильными чертами — все напоминает обычную земную женщину. То же можно сказать и о Нарциссе, его образ лишен классических условностей и наделен чертами обычного человека.

Плачидо Констанци

Большинство работ итальянского художника 18 века написаны на историческую и мифологическую тематику. Также он создавал фрески для храмов, занимался портретной живописью.

П.Костанци «Нарцисс и Эхо»
П.Костанци «Нарцисс и Эхо»

На картине «Нарцисс и Эхо» на переднем плане в центре изображен главный герой. Он только что завершил охоту. Уставший и разгоряченный погоней за зверем, присел отдохнуть. Одной рукой опираясь на камень, другой держась за копье, он смотрит на воду и видит свое отражение. Тело юноши облачено в полуспущенный синий хитон, подчеркивающий гармонию и красоту тела.

Нимфе отведена второстепенная роль. Ее фигура располагается на заднем плане. В позе угадывается осторожность, она понимает, что Нарцисс не желает ее видеть. Вместе с тем ей хочется помочь любимому, именно поэтому она подалась вперед, протянув к нему руку.

Никола Пуссен

Французский художник 19 века, являвшийся основоположником живописи классицизма, большую часть жизни находился в Риме. Здесь его называли (на итальянский манер) Никколо Пуссино. Пользовался покровительством французского короля Людовика XIII и кардинала Ришелье. Получил титул первого королевского живописца.

Художник увлекался лепкой из воска. Фигурки были необходимы, чтобы правильно изобразить тени на картинах. Он драпировал восковые образцы в ткани, расставлял на доске. Мастер имел обыкновение обращаться несколько раз к одному и тому же сюжету. Миф о самовлюбленном сыне речного бога обыгрывается в трех полотнах.

Никола Пуссен «Эхо и Нарцисс»
Никола Пуссен «Эхо и Нарцисс»

В 1629 году он создает картину «Эхо и Нарцисс». Произведение строго следует нормам классицизма: главные персонажи образуют треугольник. Для Пуссена характерно раскрытие смысла сцены через жесты участников. Лица завуалированы даже на переднем плане. Композиционный центр полотна — безжизненная фигура главного героя, говорящая о конце его мучений. Созерцательная поза нимфы передает чувства ярче, чем это могло бы донести выражение лица. Внимание путти, удерживающего факел, также обращено на Нарцисса. Разнонаправленные световые потоки освещают каждого персонажа.

Никола Пуссен «Эхо, нимфы и Нарцисс»
Никола Пуссен «Эхо, нимфы и Нарцисс»

В 1635 году Никола Пуссен пишет картину «Эхо, нимфы и Нарцисс». Критики обвиняли художника в перенасыщенности полотна героями. К Нарциссу привлекается внимание с помощью зональных ярких пятен. В их роли выступают туника и накидка, находящаяся в стороне. Две обнаженные нимфы выделены с помощью света. Они не сопереживают герою, равнодушно взирая на его муки. Несколько в отдалении схематичная фигура Эхо, выражающая глубочайшую скорбь. Мрачный пейзаж придает полотну тревожность и неизбежность печального конца.

Рождение Вакха и смерть Нарцисса. 1657
Рождение Вакха и смерть Нарцисса. 1657

В 1650 году, уже больной художник, вновь использует полюбившийся миф в картине «Рождение Вакха и смерть Нарцисса». Она имеет двойной сюжет. Центр полотна посвящен Меркурию, принесшему новорожденного Вакха нимфам на воспитание. В правом нижнем углу изображен мертвый Нарцисс, рядом с ним рыдающая Эхо. Она опирается на камень, в который вскоре превратится. Нимфы, расположившись рядом с пещерой, увитой плющом, не замечают горе, постигшее Эхо.

Картина наполнена аллегориями. В новорожденном Вакхе олицетворяется зарождающаяся жизнь, а в Нарциссе — смерть и последующее возрождение, ведь из его тела вырастут прекрасные цветы. Художник объединил в одном сюжете безмятежность бытия и неизбежность смерти.

Бенджамин Уэст

Англо-американский художник-самоучка родился в Америке в 1738 году в семье трактирщика, где уже без него было девять детей. В детстве он общался с индейцами, которые научили его делать краски из береговой глины. Ее смешивали в горшке с медвежьим салом. Со временем, совершенствуя свои умения и талант, достиг небывалых высот. Переехав в Англию, стал королевским живописцем Георга III.

Картину «Нарцисс и Эхо» написал в 1805 году. Действие полотна происходит ночью. Для фона художник использовал преимущественно черно-коричневые краски. Это позволило вызвать у зрителей чувство тревоги, указать на необычность происходящего.

Бенджамин Уэст «Нарцисс и Эхо»
Бенджамин Уэст «Нарцисс и Эхо»

Центральное место отведено главному герою. Привлекает внимание необычайная грусть на лице. Многочисленные путти плещутся в воде, тянут к нему руки. Нимфа на заднем плане, ее взор обращен к возлюбленному. С темным фоном контрастирует белизна фигур действующих лиц. Цветовая монотонность разрушается развевающимися красными накидками героев.

Сюжет мифа «Эхо и Нарцисс» использовали в своих работах Соломон Йозеф, Ричард Бастер, Зинаида Серебрякова и ряд других авторов.