Найти в Дзене
Основной аэродром

Boeing 2707 — проигравший сверхзвуковую гонку

Годы Холодной войны ознаменовались противостоянием между ведущими державами мира во всех аспектах технического прогресса. Полёты в космос, дальние бомбардировщики, сверхзвуковые самолёты - лишь малая толика отраслей, в которых велась непрерывная гонка. Каждое достижение, кроме непосредственно технологического прорыва, должно было давать и политический приоритет. И, как это часто бывает, у всех на слуху именно победители.

В разработке сверхзвуковых пассажирских лайнеров победил СССРТу-144 поднялся в небо 31 декабря 1968 года. Британско-французский Concorde полетел 2 месяца спустя. Ну а мы, уважаемый читатель, сегодня поговорим о проигравшем — забытом проекте сверхзвукового лайнера США.

Ту-144 в испытательном полёте. Февраль 1969 год. Фото: архив РИА Новости
Ту-144 в испытательном полёте. Февраль 1969 год. Фото: архив РИА Новости

5 июня 1963 года президент США Джон Кеннеди объявляет о начале программы по строительству National Supersonic Transport (национального сверхзвукового пассажирского самолёта). Заявки на участие в конкурсе подают три кита американского авиастроения — North American, Lockheed и Boeing. 31 декабря 1966 года после долгого анализа государственная комиссия определила победителя. Им стал проект Boeing 2707.

Boeing 2707 в разрезе. Фото: aerospaceprojectsreview.com
Boeing 2707 в разрезе. Фото: aerospaceprojectsreview.com

Какими же характеристиками должен был обладать новый самолёт? Самыми передовыми! Крейсерская скорость — 2,7 Маха (2900 км/ч), дальность полёта — 6740 километров, вместимость — 277 пассажиров. Впечатляет, не правда ли? Более того — согласно первому варианту проекта у Boeing 2707 должно было быть крыло изменяемой стреловидности! Ранее такая конструкция применялась только на реактивных истребителях.

Демонстрация полноразмерной модели первого прототипа Boeing 2707. 1969 год. Фото: AFP/Getty Images
Демонстрация полноразмерной модели первого прототипа Boeing 2707. 1969 год. Фото: AFP/Getty Images
Первый прототип Boeing 2707 в полёте. Рисунок, 2012 год. Фото: David Joseco
Первый прототип Boeing 2707 в полёте. Рисунок, 2012 год. Фото: David Joseco

Впрочем, от идеи изменяемой стреловидности крыла отказались достаточно быстро — сверхзвуковые полёты сами по себе были не самой исследованной областью и объединить эти две вещи было достаточно сложно. В итоге канонический проект американского ответа Ту-144 и Конкорду стал очень похож на своих заокеанских конкурентов.

Модель второго прототипа Boeing 2707 продувают в аэродинамической трубе. 1969 год. Фото: NASA
Модель второго прототипа Boeing 2707 продувают в аэродинамической трубе. 1969 год. Фото: NASA

Та же аэродинамическая схема «бесхвостка», те же 4 двигателя (планировалось использовать ТРД General Electric GE4/J5P), тот же опускаемый при посадке нос. Но было и очень существенное отличие — размер. Boeing 2707 изначально проектировался как широкофюзеляжный лайнер, что позволило бы ему взять на борт до 300 пассажиров (против 120-150 пассажиров у Ту-144 и 92-128 — у Конкорда).

Пассажирский салон Boeing 2707 в разрезе. Рисунок, 1968 год. Фото: x-ray delta @ Flickr
Пассажирский салон Boeing 2707 в разрезе. Рисунок, 1968 год. Фото: x-ray delta @ Flickr

Время шло, но проект двигался медленно. Конструкторы столкнулись с трудностями технологического характера, много внимания уделялось проблеме звукового удара (анализировались результаты полётов опытного сверхзвукового бомбардировщика North American XB-70 Valkyrie).

К 1970 году стало очевидно — Boeing 2707 проиграл сверхзвуковую гонку. Ту-144 и Конкорд уже летали, а американский лайнер был лишь на стадии полноразмерного макета. Это лишило проект политической составляющей и для правительства он стал лишь ещё одной статьёй расходов. А их к 1971 году появилось немало — война во Вьетнаме, шла активная фаза лунной программы. В итоге, Сенат США принимает решение о прекращении программы National Supersonic Transport. Недостроенный полноразмерный макет Boeing 2707 передали в музей.

Полноразмерный макет Boeing 2707 в экспозиции музея Hiller Aviation Museum. Фото: Boeing
Полноразмерный макет Boeing 2707 в экспозиции музея Hiller Aviation Museum. Фото: Boeing
Полноразмерный макет Boeing 2707 в экспозиции музея Hiller Aviation Museum. Фото: Boeing
Полноразмерный макет Boeing 2707 в экспозиции музея Hiller Aviation Museum. Фото: Boeing

Прекращение проекта больно ударило по компании Boeing. К тому моменту в портфеле производителя было уже 25 контрактов от авиаперевозчиков на поставку 115 лайнеров Boeing 2707. Без государственной поддержки развивать проект не представлялось возможным, и компании пришлось пойти на беспрецедентные сокращения и уволить больше 60 тысяч сотрудников.

Такая вот грустная история. О том, как бы могли выглядеть Boeing 2707 в ливреях гражданских авиакомпаний, мы сегодня может получить представление, благодаря работам различных художников.

Boeing 2707 авиакомпании PanAm заходит на посадку. Рисунок. Фото: Miroslav Dorotcin
Boeing 2707 авиакомпании PanAm заходит на посадку. Рисунок. Фото: Miroslav Dorotcin

Несмотря на то, что проект National Supersonic Transport так и не был успешно реализован, его результаты не пропали даром. Огромный объём научно-технических работ, выполненный в процессе разработки Boeing 2707, дал конструкторам полезную информацию, которая была применена на других самолётах. Ну а нам лишь остаётся пофантазировать — как могла бы сложиться судьба мировой сверхзвуковой пассажирской авиации, если бы Boeing 2707 всё же поднялся в воздух.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com
Читай также: Аргентинский "Кондор", которому было не суждено взлететь