Найти тему
Валерий Грачиков

Красный главком Северного Кавказа, которого расстреляли свои

Одной из самых страшно безбашенных личностей первых лет Советской власти на юге России был Иван Сорокин. Сейчас его не очень помнят, а в начале Гражданской войны он был силой – командиром 11 армии и главкомом Северного Кавказа. А забыли про него, потому что Сорокин доигрался и был расстрелян своими в ходе борьбы за власть на Кавказе. Причем сначала он тоже много кого отправил «в штаб к Духонину», как тогда называли расстрелы.

Вообще говоря, Сорокин был казак. Правда, не донской, а кубанский. И был он смелым человеком, так как его наградили за время Первой Мировой двумя георгиевскими крестами 3 и 4 степени. А кроме того, начав службу фельдшером, он потом закончил школу прапорщиков, стал хорунжим, потом подъесаулом. А потом грянула революция.

В начале 1918 года Сорокин организовал первый красный отряд, потом в феврале стал помощником командующего Юго-Восточной Красной армией. Во время Первого Кубанского похода Добровольческой армии, именно Сорокин командовал частями Красной армии, противостоящим добровольцам.

1 (14) марта 1918 года войска Сорокина вошли в Екатиринодар, а потом с 9 по 13 апреля 1918 года отразили неподготовленный и безнадежный штурм города, затеянный Корниловым. Именно Сорокин потом прикажет выкопать труп прославленного генералам подвергнуть его надругательствам. Озверение к тому моменту дошло уже до такого.

С июня 1918-го Сорокин становится помощником командующего армией Кубанской советской республики А. И. Автономова и активно поддерживает его в конфликте с гражданскими властями региона, по сути, роет себе яму, правда, пока еще не догадываясь об этом. Ведь, после того, как Автономова убрали, Сорокин становится главкомом на Северном Кавказе. В октябре 1918-го после реорганизаций становится командиром 11 армии.

К этому моменту в Советах наконец-то поняли, что всех местечковых вожаков надо приводить к общему знаменателю, так как по сути многие красные командиры были просто вожаками бандитских группировок, решивших использовать красные флаги. Началась борьба с «партизанщиной», которая многим не нравилась, в том числе и Сорокину.

Кроме того, на Северном Кавказе в тот момент шла грызня за власть. Жертвой этой красной «игры престолов» стал Иван Матвеев, которого по приказу Сорокина расстреляли. И это он тоже сделал сильно зря, это Сорокину потом аукнется, так как за Матвеева стояла Таманская армия, командиром которой он был и которую вывел из окружения. Формально расстреляли Матвеева за то, что он отказался отвести таманцев от Армавира в район станицы Невинномысская. Случилось это 11 октября 1918 года.

А уже 21 октября 1918 года Сорокин распорядился арестовать и расстрелять руководителей Северо-Кавказской Советской Республики. Сейчас некоторые высказываются в том ключе, что Сорокин так заступался за казаков. На самом деле, заботился он о том, чтобы убрать конкурентов. Вот только это уже было прямое выступление против советских властей и если расстрел Матвеева ему мог сойти за ошибку, то попытки арестовать руководство республики не простили.

27 октября 1918 года на 2-м Чрезвычайном Съезде Советов Северного Кавказа Сорокина снимают с поста главкома, объявляют вне закона, а на его место ставят И. Федько

Но мало объявить вне закона. У Сорокина были люди, оружие и сила. Он уехал из Пятигорска в сторону Ставрополя, где собирался найти сторонников. Но 30 октября везение кончилось, Сорокин попался кавалеристам из Таманской армии. Те были очень рады такой встрече, так как недавнего расстрела Матвеева прощать не собирались. Надо отметить, что его не прикончили сразу, а все-таки довезли до тюрьмы, где 1 ноября 1918 года верный соратник Матвеева, И. Высленко застрелил Сорокина, увидев его в тюремном дворе.

И вот ни сколько ни жаль, что такой у него был финал. Получил свое по заслугам.