Найти в Дзене
Гармония с Армонией

10 культовых игр на движке RPG Maker

Есть такая вещь – называется репутацией. И её очень легко подпортить. Как бы сильно вы ни старались, среди всех движков для создания видеоигр трудно найти столь же опозорившегося козла отпущения, как движок RPG Maker. Что мешает данному движку быть популярным и адекватно восприниматься игроками? Тонны ежедневно вываливающихся на свет божий откровенно идиотских, забагованных, шаблонных и неинтересных игр, которые, в свою очередь, формируют соответствующие стереотипы вокруг движка.
Большинство этих игр сделаны в рамках стандартной встроенной графики, не включают в себя каких-то новых оригинальных идей и сюжетов, да и, будем честны, зачастую их создатели хотят или лёгкой популярности, или наживы. О качестве же своей поделки в таком случае можно и не думать. Казалось бы, ситуация очевидна. Но я решил подготовить эту статью, чтобы показать - RPG Maker существует не только для создания разных сортов стереотипных недо-поделок. RPG Maker - хорошая и интуитивно понятная платформа, в рамках которой можно создать нечто уникальное, что смело можно относить к искусству.

10. The Witch's House

Ничего не предвещало беды
Ничего не предвещало беды

Пожалуй, одна из самых известных игр в жанре хоррора, сделанная на движке RPG Maker. По сюжету The Witch’s House главная героиня, Виола, попадает в угрюмый домик старой лесной ведьмы, из которого ей предстоит выбраться. Стоит отметить, что во многом The Witch’s House является «основоположником», подарившим будущим хоррорам на этом движке некоторые характерные черты – например многослойность сюжета и головоломки со всяческими сказочными\историческими\мифологическими отсылками. А так как эта игра в среднем отметилась большей популярностью, чем «дедушка» всех хорроров на движке RPG Maker – Corpse Party – характерные черты, подаренные The Witch’s House, закрепились в данном, с позволения сказать, «жанре» надолго. Но самое главное в таких играх – сюжет, и сюжет The Witch’s House, пусть и кажется немного однообразным, монотонным и предсказуемым, в конце выкатывает отличный твист, который сводит все линии сюжета воедино и отвечает на все вопросы, которые в процессе прохождения могли возникнуть у игрока.

9. To The Moon

Прямо на Луну
Прямо на Луну

Главный призёр номинаций «слезовыжималка на века», «самая грустная концовка», «самый глубокий сюжет» и «инди до мозга костей». To The Moon, пожалуй, одна из самых популярных и общепризнанных игр, созданных на движке RPG Maker. Тот самый случай, когда движок не сыграл роли в признании игры. Сюжет в To The Moon достаточно нетривиален, и даже его короткая аннотация уже может натолкнуть геймера на соответствующее настроение. Дуэт особенных докторов в мире игры To The Moon занимается тем, что разгадывает тайны человеческих воспоминаний – главные герои игры могут создать для человека любые воспоминания и заменить ими старые. Казалось бы, где может пригодиться такая медицинская практика? Но работы у этих специалистов всегда предостаточно, и To The Moon рассказывает о самом, пожалуй, необычном из всех случаев в их практике. Старый мужчина, уже почти на смертном одре, обращается к главным героям с просьбой исполнить таким образом его мечту – полететь на Луну…

8. Ib

Излишняя любознательность до добра не доводит
Излишняя любознательность до добра не доводит

Один из главных «последователей» The Witch’s House, который взял из игры метафоричность и при этом облёк её в свои собственные сюрреалистичные образы. Ib – история о девочке, что застряла в картинной галерее, потеряв из виду своих родителей. Галерея, само собой, непростая – картины здесь оживают, чудовища слезают с полотен, а всё, что не является картиной – или волшебное, или разговаривает. По мере прохождения главная героиня встретит на пути так же и других людей, застрявших в галерее – однако, являются ли они людьми? Это ещё предстоит проверить. В игре много сюрреалистичных головоломок, в которых, на первый взгляд, абсолютно нет логики – но её можно найти, если присмотреться к картинам и окружающей обстановке. Ib обладает каким-то своим, мистическим и загадочным шармом – словно полотна Ван Гога, игра быстро утягивает зрителя в свой мир со своими собственными законами мироздания.

7. OneShot

Это Нико. Нико надеется на тебя.
Это Нико. Нико надеется на тебя.

Игра, которая баловалась с папками на компьютере ещё до того, как появилась Doki Doki Literature Club и стала мейнстримом. OneShot известна своей механикой и тенденцией рушить четвёртую стену, обращаясь напрямую к игроку. Сохранить и загрузить игру нельзя, закрыть приложение тоже нельзя – если попробуете, то главный герой игры умрёт, а второго шанса на прохождение уже не будет. Главный герой игры – Нико, оказался в неизвестном месте, и при этом на него взвалили ответственность за спасение мира, к которой он не был готов. Мир, в котором оказывается Нико, нуждается в помощи и регулярно взывает к Богу, которым – как бы вы думали – являетесь именно Вы. Перманентность и важность принятых решений – главная тема OneShot; игра взваливает на вас ту же самую ответственность, что игровой мир взвалил на Нико. Сделать выбор в пользу спасения всего и вся, или же позаботиться о себе самом – ваша личная загадка. И помните – второго шанса отгадать её не будет.

6. Space Funeral

кровь кровь кровь
кровь кровь кровь

Есть мрачные, сказочные киноленты Тима Бёртона. Есть классические, всеми любимые картины Тарантино. А есть артхаус, который был и появляется постоянно, и понимать который абсолютно всем – не обязательно. Вот и с игрой Space Funeral та же история. Будучи артхаусом, чистой воды порывом творчества, Space Funeral не особо заботится о том, чтобы её любили игроки – визуальный стиль и оформление здесь как будто специально созданы для того, чтобы отталкивать. Но именно тем игрокам, которых грубые пиксели и кроваво-мясная тематика не оттолкнут, Space Funeral и раскроет свою проблематику – депрессия, социальная изоляция и чувство вины главенствуют в ней. Не лишена игра и своего собственного чувства юмора – местные шутки не получится пересказать, не утратив их особенного юмора. Для понимания стоит играть.

5. Suits: A Business RPG

Пора на работу
Пора на работу

Крепко завязаны узлы галстуков на шеях офисных клерков, сдерживая, словно кандалы. Отчёты – не ждут, кофе уже остыл и не приносит энергии, а до конца работы ещё восемь часов; но ничего, ведь это - самая лучшая работа, которую вы могли бы найти в этом безжалостном мире победившего капитализма. Это если попытаться вкратце описать сеттинг игры Suits: A Business RPG. В этой игре бизнес и деньги – всё, вашим оружием станет верный кейс, забитый бумагами, а в качестве зелья на поле боя выступит кофе – желательно, горячий. Suits насквозь пропитана не только знатной долей сюрреализма, но и крайне горькой иронией, посвящённой нашему с вами обществу. И ирония в случае Suits настолько горькая, что данная сатирическая игра про бизнес продаётся в Steam буквально за доллар – или за 29 рублей, если по-нашему. В мрачном, чёрно-белом офисном мире вам придётся искать справедливость – и пытаться справиться с навалившейся на вас офисной волокитой, иногда даже принимающей образ крокодила в костюме.

4. Hylics

Человек-Луна
Человек-Луна

Игра-детство, игра-девяностые, игра-MTV – при этом сделанная из пластилина с применением пиксельной графики. Разработчик Hylics, Мэйсон Линдрот, ещё и до неё отметился своим уникальным стилем и видением компьютерных игр с помощью своих творений на Flash, но именно эта игра и принесла ему заслуженную славу. В Hylics нет чёткого сюжета, все реплики встречающихся жителей генерируются случайным образом из подготовленных частей, а смерть – лишь продолжение путешествия. По сравнению со всеми остальными перечисленными в данной статье играми Hylics – вечно курящий травку хиппарь, который то и дело видит забавные глюки и расслабляется на полную. И именно этим игра и цепляет – тем, какая она непонятная и странная, своим сочетанием пластилина и пикселей, бренчанием на гитаре, путешествиями в поисках «мяса», которое потом можно будет обменять в очки здоровья, и так далее, и так далее… И так далее. В мире Hylics удивительно много запоминающихся мест – и всё прохождение вас будет сопровождать чувство того, что этот мир кардинально отличается от нашего. А если пластилиново-телевизионной магии не хватит – ждите вторую часть, которая уже разрабатывается Мэйсоном на волне позитивных отзывов и новых идей.

3. Yume Nikki

И такая дада - меньшее, что можно увидеть в Yume Nikki
И такая дада - меньшее, что можно увидеть в Yume Nikki

Если все вышеперечисленные в статье игры были лишь примерами доступного в рамках RPG Maker сюрреализма – то Yume Nikki является золотым образцом того, какой глубокой и непредсказуемой атмосферы может добиться лишь один человек. Yume Nikki уже очень давно и прочно обрела культовый статус – её образы цитируются, а по мотивам самой игры можно найти тысячи фанатских игр с новыми, свежими идеями и образами. Такой обширный простор для фанатского творчества обуславливается редкой тематикой Yume Nikki – осознанные сновидения.
Главная героиня игры, Мадоцуки, отказывается выходить из своей комнаты – вместо этого она всегда может лечь спать и отправиться в мир своих сновидений, метафорических и загадочных. Именно сновидения и их структура и снискала Yume Nikki такую популярность. В игре отлично реализована атмосфера блуждания по неизвестным, непонятным мирам, которые всегда в итоге оказываются связанными – войдя в дверь в одном мире, можно резко оказаться в другом, а то и вовсе проснуться. Так же в процессе блуждания можно найти некие «эффекты», производящие изменения на главную героиню и иногда влияющие на геймплей. Цель игры – найти абсолютно все эффекты в сновидениях героини.

2. LISA: The Painful RPG

Отцы и дети
Отцы и дети

Книга Чака Паланика «Бойцовский клуб» поднимала темы, доселе нетронутые масс-медиа – жестокость, мужественность, безумие и мужское рвение к власти. LISA: The Painful RPG – это эдакий «Бойцовский клуб» от мира игр, сделанных на RPG Maker. Спектр поднятых данной игрой тем огромен и крайне тяжёл для обсуждения – возможно, именно поэтому про эту игру так сложно рассказывать неподготовленному. Если совсем вкратце – в мире игры, Олаф, в один день происходит апокалипсис, стирающий с лица Земли абсолютно всех женщин. В умирающих пост-апокалиптических землях в итоге остаются мужчины – мужчины, которые, ощущая скорое вымирание человечества, сходят с ума; каждый – как хочет. Появляется новый наркотик, оставшиеся порно-журналы становятся валютой, мир постепенно умирает и человеческая цивилизация постепенно уходит в закат. Если бы. Главный герой игры, Брэд Армстронг, в этом дивном новом мире однажды находит младенца – девочку.
LISA: The Painful RPG начинает общение с игроком, используя свой фирменный юмор, который невозможно описать без спойлеров. И поначалу даже кажется, что так и будет всю игру – но нет, чем дальше, тем чаще всплывают темы домашнего насилия, избиений, суицида, депрессии и прочие тяжёлые темы, которые вряд ли бы кто-то осмелился поднять. LISA знает это – и поэтому, показывая их геймеру, играет с его эмоциями, как хочет, вбрасывая то уморительные шутки, то личностные трагедии. И вся эта карусель эмоций – от шикарно прописанного сюжета и диалогов, до графики и саундтрека – создана одним человеком под ником Dingaling. Чистого геймплея, основанного на исследовании, в LISA: The Painful набирается 15 часов, что для игры, сделанной на RPG Maker, довольно неплохо. Однозначная рекомендация к прохождению всем любителям детально прописанных, захватывающих сюжетов.

1. OFF

Главное меню легенды
Главное меню легенды

Дым – как первый из четырёх элементов, он важен для нас. Ведь без дыма люди не смогут дышать… (с)
Именно с этой игры многие геймеры и познакомились с такой вещью, как RPG Maker. Выверенный до последнего пикселя, многослойный, сюрреалистичный квест-приключение
OFF, созданный французским девелопером под псевдонимом Mortis Ghost, долго не мог пробиться на публику – благодаря языковому барьеру. Только лишь после перевода на английский язык, а потом – и на русский, OFF прогремела в сообществе и оставила знатный позитивный след на репутации движка. Сюжет OFF – метафоричный и в чём-то даже карикатурно-ироничный.
В руки игроку даётся «марионетка» - протагонист
Баттер, чья священная миссия – очистить местные земли от призраков. И в этом кроется вся загвоздка и вся эмоциональная мощь игры. OFF постоянно спрашивает игрока – правильно ли то, что он делает, приносит ли это пользу кому-либо ещё, кроме него самого, и стоят ли эти действия того. Мир игры хитро использует тот факт, что игрок ничего не знает о нём – и по ходу пьесы вываливает не только занятные факты о себе и своих законах (например, вместо воды здесь жидкий пластик, а люди ходят не по земле, а по твёрдому пластику), но и маленькие вещи, указывающие на то, что игроку стоит задуматься над своими действиями. Кто же находится в его руках – марионетка или чудовище? И чем всё это закончится? Глубокая философия, шикарный финальный твист и загадочный, в чём-то притягательный, обречённый мир – вот все элементы OFF, одной из самых известных и проработанных игр, созданных на данном, казалось бы, неказистом и дубоватом движке.