Санкт-Петербург
Нашёл недавно в своём архиве эту фотографию, сделанную на набережной Фонтанки, между Невским проспектом и улицей Белинского. В самом центре культурной столицы России.
Это какое-то окно. Не успел зафиксировать в памяти учреждение, которому оно принадлежит, да это и не суть важно. Петербург, конечно, город, построенный не для людей. И дело даже не в климате. Это самый последний аргумент в его бесчеловечной природе. Санкт-Петербург – это город, созданный для вечности, это вызов, брошенный не только наперекор всем объективным законам природы: в условиях повышенной энтропии, обеспеченной влажностью, риском наводнений, амплитудой температурных колебаний, но и - законам социальной истории. Прорывы в будущее, попытки обогнать историю заложены в его характере вместе с первым камнем.
В Петербурге могли бы жить боги. Масштаб вполне соответствующий – просторы позволяют. Во всяком случае, химерические сущности, сфинксы, пантеон античных богов, титаны-атланты прекрасно здесь себя чувствуют.
Петербуржцам же изначально отведена роль обслуживающего персонала великих идей. Сначала – имперской. Потом – революционной, коммунистической.
Идея абсолютной жертвенности полностью воплотилась в подвиге блокады...
А сейчас я даже не знаю, какая идея довлеет над горожанами. Может всероссийского стяжательства? Ведь алчность тоже пассионарное качество.
Но сила идей прошлого и особенно их эстетических составляющих никуда не делась. Она обитает на набережных, проспектах, улицах, на стенах и в окнах этого города. Такое ощущение вызвала во мне эта фотография. Подсвечник – основание для давно сгоревшей свечи. Сгоревшей, но продолжающей светить. Хоть и отражённым, электрическим светом...