С началом новой недели я делаю новый, актуальный с наступлением весны, материал. В ближайшие дни начнется мотодвижение и к этому надо быть готовым. Хочу сделать важный акцент: я не отношусь к разряду тех мотоциклистов, которые во всем винят автомобилистов, не замечая бревна в своем глазу. Я признаю, что многие мотоциклисты ездят неадекватно и не соразмерно городской обстановке. Это надо искоренять, об этом я буду писать отдельно, но сейчас пост о том, как спокойно и комфортно пережить мотосезон автомобилисту, не ругая и не считая что проблемы “хруста”, это его проблемы. Поверьте, статистика говорит, что в 70% это будут проблемы ваши. Итак, начнем.
Начнем с позитивной и важной информации. Договоримся, что слово “мотоцикл” здесь и далее будет подразумевать всю мототехнику, а именно мотоциклы и скутеры. Итак, мотоцикл - транспорт эффективный с точки зрения использования городского пространства. На одного человека, он занимает 2,5 квадратных метра дороги, в то время как автомобиль - 10 метров. Следовательно автомобиль приближается по эффективности только имея четырех человек на борту. Но если на мотоцикле двое - легковой автомобиль опять в проигрыше. Далее - конкретно в Москве, со всеми ее проблемами мотоциклист:
а) не занимает ваше место в пробке, то есть не отодвигает вас своей машиной
б) не занимает ваше место на парковке: всегда есть места на городской парковке, между машинами остаются прогалки, в которые помещается байк. Да и под любым деревом/кустом его можно поставить, благо у властей пока хватает ума понимать, что мотоцикл стоящий в ряд со столбом или деревом даже на тротуаре, дополнительного места не занимает, никому не мешает и эвакуировать его не пытаются. Известны только редкие случаи эвакуации с инвалидных мест.
в) мотоциклист не занимает чье-то место в общественном транспорте.
Таким образом, почитав в разных материалах о примерном количестве транспорта на дорогах Москвы в часы пик, а по разным источникам это от 1,5 до 2,5 млн единиц, я посчитал, что даже если 20% автомобилистов в сезон пересядут на два колеса, то мы получим 6-7 месяцев пустой, летящей Москвы с полупустыми парковками. И, конечно же, мы должны вспомнить, что человек, который везет только себя и свой портфель на автомобиле, использует городское пространство неэффективно и создает пробки тем, кому реально надо ехать - с пассажирами, грузом и т.п.
Я ожидаю, что люди здравомыслящие поняли всю важность мотоцикла в современном городе, но я понимаю, что ругают байкеров не за то. Поэтому перейдем к основной теме статьи.
Мотоциклисты в России (заметьте я уже говорю не о Москве, это везде так) относятся к мотоциклу как к аттракциону, а не как к транспорту. Я писал об этом во вводной статье “Безопасная езда на мотоцикле в большом городе” и из этого вытекает проблема. Многие мотоциклисты ставят цель не доехать комфортно и приятно из А в Б, а получить свою дозу адреналина от разгона и перегрузок. Как это часто заканчивается все знают, но продолжают это делать. Итак, проблема №1 - скорость, которую автомобилист не ожидает.
Далее - мотоцикл имеет меньшие габариты, а значит может пролезть туда, откуда автомобилист не ждет угрозы. Следовательно, проблема №2 - неожиданное появление.
Как следствие этих двух проблем, мы имеем два самых популярных типа ДТП между мото и авто:
1. Поворот автомобиля налево со сшибанием внезапно прилетевшего байкера
2. Перестроения автомобиля в мотоцикл по причине того, что водитель, оценил окно с автомобильной точки зрения, не подумав, что туда может влезть мотоцикл. А еще, может быть и поворотник не включил ;)
На этом месте я хочу сказать - ругать мотоциклистов за то, что они делают так, как они делают, мы будем в другой статье. В этой мы примем, что на данный конкретный момент все ездят так, как ездят и надо не оказаться в острой ситуации в ближайшие 7 месяцев.
Левый поворот.
Существует две подситуации: когда автомобиль поворачивает налево и ловит мотоциклиста едущего/летящего навстречу, и вторая, когда мотоциклист обгоняет автомобиль, а тот поворачивает налево, не глядя в зеркало.
Причина первой в подавляющем большинстве случае - слишком высокая скорость мотоциклиста. В виду этого, он появляется в точке столкновения внезапно. А вторая причина, что мотоцикл в принципе меньше автомобиля и при сложном свете вроде светящего в глаза солнца, или сумеречного города с желтыми фонарями, бывает незаметен. Для того, чтобы проехать левые поворот безопасно, автомобилисту важно чуть внимательнее чем зимой оценить встречный поток и особенно, если там есть окно, в которое он намерен проскочить. Старайтесь смотреть в особенно длинные пустоты, это особенно важно, т.к наши водители дистанцию держать не приучены, это слишком большое расстояние может означать, что там скрывается малозаметный двухколесный транспорт. Сам я, двигаясь на мотоцикле всегда включаю на несколько секунд дальний свет, если вижу, что навстречу кто-то намеревается повернуть налево и наши траектории могут пересечься. Этого можно не делать, если в одном из рядов тебя “прикрывает” автомобиль. Поворачивающий его видит гораздо лучше, а задача байкера в этой ситуации просто ехать с ним вровень и не опережать его.
Теперь вторая ситуация - поворот налево с байкером, приехавшим сзади. Тут ситуацию тоже надо строго разделить на две. Если автомобиль поворачивает по глухой улице, где просто прерывистая разметка, он не имеет права повернуть не взглянув в зеркало - он должен убедиться в безопасности маневра, его может обгонять не только байкер, но и камаз. Это очень частая ситуация - как мы помним многие байкеры ездят слишком быстро и участки с длинным разрешенным обгоном они могут проезжать обгоняя по несколько машин за раз.
Вторая ситуация, строго говоря на 100% на стороне автомобилиста, я говорю о той, когда перед левым поворотом появляется сплошная разметка. Ее пересекать не в праве никто, кроме спецслужб с включенным звуковым сигналом. Но увы, правда такова, что есть немало всадников без головы, которые летят по встречке (а это чистой воды 12.15.4), игнорируя короткий кусок сплошной. Я не знаю, насколько надо задушить чувство самосохранения, что бы это сделать, но кто-то так делает. Их я ни капли не жалею, но призываю быть внимательнее и в таких поворотах. Ведь во-первых, сбив такого, вы можете его убить, и даже если вы окажетесь правы по ПДД, вам будет тяжело и неприятно, а во-вторых в случае такого ДТП байкер с высокой вероятностью приедет в водительскую дверь вашего авто, что при большой разнице в скорости может обеспечить больницу и вам.
Я вижу, что материал получается большой и нужно потратить время, чтобы его прочитать, а по мере написания у меня появляются новые и новые мысли, рисуются новые ситуации, о которых хочется рассказать, поэтому я наверно сделаю еще одну статью по теме. Но тем не менее, о еще одном важном моменте, я хочу сказать именно в этой, первой статье.
Междурядье.
Я очень не люблю это слово, т.к большинстве случаев оно не отражает сути движения в пробке. Если мотоциклист стоит на светофоре в левой части ряда а справа к нему подъехал автомобиль, кто оказался в междурядье? Такого термина нет в ПДД многих стран, хотя в некоторых есть. В отдельных штатах США например, мотоциклисты, ожидая зеленого сигнала на светофоре не имеют права стоять в ряду за автомобилем, они должны сместиться именно в это самое междурядье. Это важно потому, что если произойдет попутное столкновение, то есть, проще говоря, кто-то не заметит хвост и влетит в зад, для автомобилиста это треснутый бампер и страховка, а для мотоциклиста может кончиться сильно хуже. Поэтому, если возникает ситуация, когда приходится тормозить на совесть (я стараюсь таких не иметь вообще, но в большом городе 1-2 раза за сезон это неизбежно), я все вместе с торможением сдвигаюсь в это самое пространство, чтобы задний, в случае чего приехал в зад не мне. Но мы отошли от темы.
Я делю междурядье на две принципиальные части.
1. В пробке. Пробкой личной я понимаю стояние, или движение медленнее 30 км/ч. Если поток едет хотя бы 30, я еду вместе с ним и другим советую. Исключение составляет МКАД с его широким левым моторядом, где разумно ехать около 50 км/ч.
2. В рабочем движении. Я категорически не разделяю такого вида езды. Абсолютно недопустимо прошивать ряды, превышая их скорость сколько-нибудь существенно. Увы, так делают многие, опираясь на распиаренный байкерский миф о том, что надо обязательно обгонять поток, а то тебя обязательно кто-то сшибет. Я езжу много лет в потоке, держу 30-50 метров дистанции (да, да мотогрвардия, представляете, так можно!) и никто в меня не пытается перестроиться. А самое главное, такая гонка не имеет смысла. Если прошивать ряды на МКАДе, который едет 100 км/ч, выиграть можно 1-2 минуты на 20 километров пути. Имеет это смысл при том, что риск не вернуться домой возрастает в разы? Главная экономия времени байкера происходит именно в пробках.
Таким образом я сразу рассказал о пункте 2, тут совет простой, при любом перестроении на двух и более рядной дороге, два взгляда в зеркало при оценке обстановки и при начале руления. Может прилететь такой безголовый пилот, и, что самое неприятно в таком ДТП, 99,9% будет виноват автомобилист, т.к не убедился в безопасности маневра. Это плохо, но так есть, поэтому просто будьте чуть внимательнее.
А теперь поговорим о пункте первом. Езда в пробках в пространстве между автомобилями - главная ценность мотоцикла. Я, как человек много путешествующий, скажу что так делают везде, и в том числе в Германии, которую так любят приводить в пример люди, которые никогда там не были, ну или не ездили по дорогам. А уж в южной Европе даже есть специальные стоп линии, на 3 метра перед машинами, что бы мотоциклисты, просочившиеся в пробке встали на светофоре первыми и уехали, никому не мешая. В России междурядье в явном виде не запрещено, хотя и не допускается пересечение сплошной разметки, которая обычно есть перед светофорами. К счастью, на большей части московских вылетных магистралей ширина ряда позволяет встать так, чтобы не наезжать на нее. Так или иначе, мы не обсуждаем сейчас юридический фактор, мы принимаем, что мотоциклисты там ездят, и именно таким образом они сокращают городские пробки.
Что нужно знать водителям о междурядье. Чаще всего едут между первым и вторым рядами (первый = левый). Мотосообщество серьезно порицает езду в других рядах и категорически не приемлет езду в двух междурядьях одновременно, Хотя долбоклюи все равно попадаются. Старайтесь летом в левом ряду держаться левее, а во втором правее. Во-первых так безопаснее, нет риска, что зацепят машину, во-вторых это будет реальным проявлением вежливости. Благодарности, за незанятое место, если хотите. Просто посчитайте, сколько мимо вас проехало мотоциклистов в долгой пробке в солнечный день, мысленно переведите их в машины и подумайте на сколько минут позже вы подъехали бы к концу пробки. Вторая очень важная вещь - ни в коем случае нельзя открывать дверь на дороге. Ее нельзя открывать в принципе, по ПДД всегда виноват открывающий, ее может снести и автомобилист. Но если ее снесет мотоциклист - он может получить травмы (умереть вряд ли, скорость в междурядье не та), но если они будут средней тяжести, связанные с потерей трудоспособности, вас ждет лишение прав. В аварийной ситуации, например ребенку стало плохо, осмотрите все зеркала и левое и правое и центральное (!!! ведь байкер может быть сзади а через секунду уже будет сбоку), прежде чем открыть дверь. Это секунда, которая может избавить вас от множества проблем. Ну и пассажирам запретите, под страхом высаживания на трамвай, открывать двери без вашей команды.
Это базовые правила, соблюдая которые можно избавить себя от потенциальных проблем и вообще меньше реагировать на неправильных мотоциклистов в целом. Ведь когда он проехал где-то никак не коснувшись вас, вы эту ситуацию не запоминаете, и вам вообще на него пофиг. Вам не пофиг, когда он пытается отодвинуть вас в пробке, или несется туда, где вы собирались проехать и секунду назад никого не было. Увы, в отношении большинства российских мотоциклистов надо применять правило трех “Д” (да и весомой часть автомобилистов, чего уж там лукавить).
Я думаю, что на этом первую часть статьи можно закончить.
Прощаюсь до следующих материалов!
Безопасных Вам дорог!