Paul Galbraith (Пол Голбрайт, b. 1964) — шотландский классический гитарист, известный своим уникальным стилем игры.
Свои первые уроки игры на гитаре Paul Galbraith получил у Graham Wade, продолжив учёбу у Gordon Crosskey в Chetham's School of Music. В 1980 году он стал финалистом конкурса молодых музыкантов года BBC, а в возрасте 17 лет выиграл серебряную медаль на Segovia International Guitar Competition. Andres Segovia, который присутствовал, назвал его игру "великолепной". Его главным учителем, начиная с 1983 года, был греческий дирижер, пианист и философ George Hadjinikos. Всё это позволило Paul Galbraith начать международную карьеру, с успехом выступая по всему миру, в том числе с лучшими оркестрами. Записи из дикографии Paul Galbraith номинировались на премию Grammy, а также котировались как одни из лучших в классических чартах.
Уникальная игровая позиция Galbraith была впервые продемонстрирована на Edinburgh Festival в 1989 году. А его гитара, разработанная в сотрудничестве с лютье David Rubio, поддерживается металлическим шпилем, похожим на виолончельный, который опирается на деревянную резонансную коробку. По сравнению с обычной гитарой, инструмент имеет две дополнительные струны, высокую и низкую.
Brahms guitar
Brahms guitar, называемая также cello-guitar, первоначально была задумана, чтобы исполнить тему и вариации Иоганнеса Брамса Opus 21a. Протеже David Rubio, лютье Martin Woodhouse, продолжает строить такие гитары, используя этот новаторский дизайн.
Настройка инструмента добавляет низкую Ля (на квинту ниже стандартного баса Ми) и высокую Ля (на кварту выше стандартного дисканта Ми), давая в результате AEADGBEA. Это инструмент с веерными ладами, которые поддерживают разные длины его струн.
Эта гитара используется в виолончельной посадке, предоставляя таким образом особую лёгкость и свободу для тела и рук исполнителя.
Последователями Galbraith, использующими такие инструменты, являются Joseph Ehrenpreis, Everton Gloeden и Luiz Mantovani из Brazilian Guitar Quartet, Dublin Guitar Quartet, а также ученики Galbraith — Redmond O'Toole и Matthew Korbanic.
Вот что говорит Paul Galbraith о своём инструменте в одном из интервью.
Как-то я был на гастролях в Италии и гостил у своего близкого друга Stefano Grondona. Я поделился с ним своей давней мыслью — добавить на гитару нижнюю струну, настроенную на ноту "си". Дело в том, что тогда я исполнял одно фортепианное произведение Брамса в переложении на гитару. Это произведение было настолько богато как по звуку, так и по технике исполнения, что без этой предполагаемой струны было очень трудно справиться с контрапунктом пьесы. Stefano сказал, что да, семь струн - это интересно, но строй шестиструнной гитары должен быть сбалансирован. И тогда его друг подал идею сделать восьмиструнный инструмент, чтобы еще одной верхней струной сбалансировать добавленную нижнюю. Однако ранее этот гитарный мастер ничего подобного не делал, думая, что это никогда не сработает.
Когда я вернулся в Англию, то сразу же позвонил знакомому гитарному мастеру Rubio. Он прекрасный, опытный мастер и я ему уже много лет предлагал подумать над идеей создания гитары с количеством струн более шести. Такие гитары делали в старину, но Rubio не любил подобные инструменты и к моей идее, соответственно, относился скептически. Однако после моего описания он сказал: "да, какая интересная идея, дай мне время подумать над этим". Через несколько недель мастер позвонил мне и сказал, что у него, наконец, есть решение. Уже через восемь месяцев на свет появилось то, что можно было назвать прототипом моей чудесной восьмиструнной гитары.
Даже традиционная в России цыганская семиструнка требует специфической манеры игры, своей аппликатуры, поскольку при стандартной ширине грифа пальцы могут задевать соседние струны и появляются посторонние призвуки. Каково вам управляться с восьмиструнным грифом, насколько комфортно играть на таком инструменте?
Именно это и было главным испытанием для меня. Многие люди воспринимали этот инструмент, как что-то необычное, но оставляют без внимания эти две добавленные струны. Дело в том, что, во-первых, все струны этой гитары разной длины: нижняя самая длинная, а верхняя самая короткая. Также ни один лад на грифе не похож на другой. Только 12-й и 13-й лады параллельны друг другу, а все остальные постепенно меняют свой наклон. Поэтому гитаристы говорили: "Боже, как должно быть сложно играть на этом инструменте!". Но на самом деле такая конструкция создавала только удобство игры, поскольку естественный изгиб локтя и кисти повторяет угол наклона ладов.
Однако то, что восемь струн на грифе расположены очень близко друг к другу, действительно вызывало большие проблемы при исполнении. Это потребовало очень жесткого контроля над аппликатурой, чтобы исключить касание других струн и возникновения нежелательных призвуков.