Найти тему
Твоя психология

Верните мне маму!

В доме Лены было много гостей, музыка звучала во все динамики,и даже живущим в соседних домах было ясно, что у них сегодня- праздник. А именно- Ленке исполняется 12. На столе лежали коробки от пиццы, баночки Pepsi искрились и переливались всеми оттенками цветомузыки, а прямо посередине стола красовался огромный торт, с мастичными буквами: "Лена,с днюшкой тебя!"

Самым ярким событием вечеринки была мама Лены, Вика. Достаточно моложавая, чтобы сойти за подростка и чувствовать себя- "своей". Достаточно современная, чтобы подпевать в караоке "Грибам", не выпуская из тонких, полудетских пальцев- дамскую ванильную сигарету. Оживлённая, тусовочная, смеющаяся мама Лены вызывала восхищение и зависть всех её друзей. "Мне б такую маму!"- молча завидовала Олеся, вспоминая это занудное, повторяющееся изо дня в день, материнское: "Пора спать!" Или- "Не ешь много пиццы,это вредно!" Или, того хуже- "Делай уроки!"

Веселились все, кроме Лены. Она сидела в своей комнате, заваленной мягкими игрушками, обхватив колени руками. Она о чём-то думала, или просто устала от шума, который не стихал с самого утра, а может просто повторялся изо дня в день- ведь её мама очень любила гостей,и такие вечеринки случались довольно часто. А может грустила о чём-то своём? Об этом не знала даже Лена, ведь подросткам очень сложно осознать и сформулировать, что они чувствуют.

В силу своей гормональной нестабильности, эмоции приходят к ним словно сами по себе, и ребёнок не в состоянии контролировать их так, как взрослый. Не в состоянии понять их природу. Справиться с ними. Он чувствует себя большим-(потому что ему кажется что он всё время на виду, и все его рассматривают через увеличительное стекло),и в то же время очень маленьким, беззащитным, уязвимым, потерянным. Именно поэтому ему так необходимы ограничения. Которые могут поставить только родители.

Всем своим видом он будет показывать,что это не так, что он уже достаточно взрослый чтобы самому решать- что, как и когда ему делать. Всем своим видом он будет кричать о своей независимости. Но только очень мудрый взрослый увидит и поймёт, как сильно именно сейчас ребёнок нуждается в том, чтобы о нём позаботились и ограничили в том, в чём он сам себя ограничить пока не может.

Возможно, именно поэтому Лена так любила оставаться ночевать у Олеси, мама которой мягко, но непреклонно укладывает девочек спать не позже 23:00?

"Будьте другом своему ребёнку", "Поступайте с ним как с лучшим другом", "Мама- лучшая подружка для своей дочки!"- цитирует Вика свои любимые, глянцевые журналы. "Что я делаю не так? Почему моя дочка стала такой агрессивной? Почему грубит мне? Почему у неё снизилась успеваемость в школе? Может всё не так,и детей нужно бить,а не дружить с ними?"- возмущается она.

Давайте же разберёмся, что значит на языке психологии- "Дружить со своим ребёнком."

Если совсем просто, то дружить-это давать следующий посыл: "Я тебя люблю. Ты всегда можешь рассчитывать на мою помощь.Я тебя понимаю, хоть я и взрослый." Быть другом- это слушать и слышать, находя время для общения с ним. Это значит быть терпеливым и снисходительным. Это значит постепенно расширять права и обязанности ребёнка, и обязательно делать это синхронно. Если расширять только права,а обязанности оставить на уровне трёхлетки- ждите агрессии и нахальства, неоправданно завышенной самооценки и пассивности. Если наоборот- расширять только обязанности, будет обратный эффект-"Золушки. Это неуверенность в себе, робость, заниженная самооценка. Очень важно соблюдать баланс между этими двумя составляющими, так же, как и между "быть мамой" и "быть подружкой".

Друзей у ребёнка должно быть достаточно среди сверстников. Верните ребёнку маму! Маму взрослую, понимающую, мудрую. Ту, рядом с которой ему будет безопасно, уютно и тепло. Ту, рядом с которой он будет себя чувствовать "у себя дома."