Найти тему
Изнанка

Интервью со школьным учителем

Если вам нравятся наши интервью подписывайтесь на канал Изнанки

24-летний учитель истории и обществознания из Москвы. Много концептуальных вопросов и актуальных тем. Хочется верить, что это достаточно честный взгляд на современное образование. 

— Какой предмет Вы ведёте?
— История и обществознание.

— Как прошли Ваши первые уроки в роли учителя?
— Я не замечал того, как летит время. Меня одновременно терзали два страха: не рассказать все, что знаю до звонка и рассказать все, что знаю до звонка. Как правило, времени не хватало. До сих пор не хватает, домашнее задание задаю после звонка с урока.

Это похоже на нырок головой вниз в озеро. До звонка мандраж, на самом уроке — покой и желание рассказать кучу полезного и интересного детям.

— Каким должен быть идеальный учитель?
— Ох, слишком сложный вопрос. Нет сферического и идеального в вакууме. Хороший учитель тот, который понимает ученика и хочет сделать его лучше. Идеальный — не только хочет, но еще и находит подход, чтобы это реализовать

— Что Вы думаете в целом на счет нашего образования? 
— Если говорить о школьной программе, то с ней все в порядке — темы и объем знаний на хорошем уровне. Есть некоторые проблемы в 9-ых и 11-ых классах из-за ОГЭ и ЕГЭ. К ним готовят, а программу проходят "по верхам". 

Главная беда образования — дети, которые не хотят учиться и родители, которым все равно.

Среди своих коллег я не встретил ни одного педагога, который относился бы к своей работе просто как "к хлебу насущному". Они тратят свое время на переписывания контрольных для детей совершенно бесплатно. 

Вообще, можно хоть книгу писать о плюсах и минусах. Вот один из плюсов — школа постепенно задействует новые технологии. И сайты с онлайн-самоконтролем, и задания в электронном виде. Я стараюсь учить детей с пользой проводить время в соцсетях и на том же ютубе.

— Какие отношения между учителями только что пришедшими и старого поколения?
— Самые теплые. Все рады тому, что поколения меняются, и для старших есть смена. Я часто обращаюсь за советами и вопросами относительно того, как лучше провести урок. Рассказываю о каких-то свои крутых идеях для домашних заданий или уроках. Обратная связь 100%-ая. Чувствую себя, как и должно быть — молодой специалист в окружении доброжелательных наставников. Не могу вспомнить ни одной негативной ситуации. Даже когда серьезно косячил с журналами и электронным дневником. По-доброму сказали "атата" и помогли все исправить.

— Имеет ли место в вашей школе дистанционное обучение?
— Нет, не практикуем. Что не мешает отдельным детям на домашнем обучении пользоваться для пересылки заданий электронной почтой.

— Дневники онлайн, планируются, практикуются, как обстоят дела? И ваше мнение с точки зрения педагога на образование через Скайп.
— Электронные системы учета успешно применяются. Если все хорошо, на следующий год моя школа откажется от бумажного журнала и полностью перейдет на электронный.

Образование через Скайп -- это как электронный камин: вроде бы как тоже самое, а настоящего огня (знаний) — нет.

КПД дистанционного образования в разы меньше, чем очного. Ситуацию выравнивает то, что люди, которые выбирают дистанционное обучение гораздо больше мотивированны в получении знаний. А занимайся они в живую, их результаты были бы еще больше. Думаю, что начальное образование никогда не уйдет онлайн. Для получения базовых знаний монитора и веб-камеры недостаточно.

— Как вы относитесь к высказыванию премьер-министра о том, что учитель -- это призвание, а если хотите денег идите в бизнес?
— Да, так и есть. Но это не оправдание тому, чтобы ничего не менять в системе оплаты труда. Деньги действительно не самоцель для учителя. Но и как любому нормальному человеку хочется свое жилье, возможность путешествовать, отдыхать. Это тоже надо учитывать, а не "держаться там".

— Как относитесь к привлечению педагогов к выборам?
— Наша школа была избирательным участком. Каждый учитель внёс свою лепту в организацию работы. Это логично, школа -- бюджетное учреждение, и на ее основе удобно делать избирательные участки. Я потратил 2 часа своего личного времени на организацию выборов, которые в моей школе прошли честно. Считаю, что это хорошее дело. Никакой агитации за ЕдРо не было и в помине, не знаю как в других, увы.

— Как вы наказываете шумных и непослушных учеников? 
— Поговорить с зачинщиком. Заканчивается двумя вариантами:
1) Он понимает, что на уроке так себя вести нельзя и усмиряет свой пыл.
2) Он понимает, что сделал глупость, над которой все посмеялись (я за красивыми эпитетами в карман не лезу, просыпается во мне карманный стендапер) и ему становится стыдно.

Если ни то, ни другое не случается, ученик отправляется слушать урок с обратной стороны двери. Минут через 5—10 я его возвращаю. Осечек не было.

— Получается ли относиться ко всем ученикам одинаково непредвзято?
— Нет, непредвзято относиться к ученикам невозможно. И выставлять оценки непредвзято невозможно. Важно не забывать, что главная задача — научить ребенка. Кому-то для этого можно поставить иной раз оценку чуть больше, чем он заслужил, иного наоборот "охладить" строгостью. 

Очень сильно проявляется это при устных ответах у доски. С застенчивыми детьми я готов тратить 10 минут, задавать им наводящие вопросы, подбадривать, чтобы они не чувствовали страха выступления. С горем пополам можно и натянуть четверку, пусть нужные ответы давались после трех наводящих вопросов, а не сразу. 

-2

А с теми, кто схватывает налету, но вдруг стоит у доски и "тупит" — видно, что из-за плохой подготовки. Такой вроде бы знает "на хорошо", но для него это — тройка. Может быть, я не прав, и так нельзя делать. Тем не менее, слабый ученик тянется к знаниям, потому что однажды у него получилось, а сильный — не забивает, потому что знает, что с него спросят строже. Конфликтов не было никаких. Родители и ученики доверяют нам, учителям.

— Многим ли ученикам действительно нравится учиться?

— Многим нравится, особенно пятиклассникам. Я много сил приложил, чтобы привить интерес к предмету.

Чем старше становятся дети, тем больше тех, кто просто сидит.

С другой стороны — их интерес тоже можно возбудить. Помню как-то раз на пальцах объяснил, почему перемещения во времени невозможны в точку до создания машины времени. Что-то было связано с правовыми нормами и парадоксами... Не суть. Главное, что дальше слушать и подключаться к беседе стало больше учеников.

— Как найти общий язык с детьми?
— Ставить себя на их место. Взрослые -- те же дети. И я отношусь к детям, как ко взрослым людям. Мне не стыдно извиниться перед ними, если я был слишком строг или сделал какие-то поспешные выводы. Я не перебиваю детей, когда они отвечают. Я не отношусь к ним предвзято, сколько бы раз они ни забили на домашнее задание до этого. Каждый урок — с чистого листа. Все котики, все молодцы. И не важно, что было на предыдущем. Кажется, дети это понимают и отвечают взаимностью.

— Меня всегда интересовал склад ума мужчин, идущих в школу. Мне кажется, для этого требуется некоторое мужество. Что Вы предпочитаете — развесёлую удаль лихой русской драки за гаражами или долгие нудные судебные разбирательства?
— Я человек простой: могу избежать насилия, избегаю. Но если драться, то драться. На счет дихотомии "гаражи — суд": нудные те дела, в которых непонятно, кто прав. А в драке за гаражами вообще нет правых и виноватых.  Если ты в одной из этих ситуаций, значит до этого где-то крепко ошибся и не подумал. А я вот думаю.

Судов не было, а драки — последний раз серьезно дрался лет в 17 с боксером на 10 лет старше меня. И в итоге не только нос себе сломал, так меня еще и обвинили в притеснении нацменьшинств.

А все почему? Вовремя не подумал.

— Как оцениваете культурный уровень, ценности современных детей?
— Ценности не меняются, меняется их обертка. Я в 2007 слушал Аматори и хотел большой и чистой любви, сейчас дети слушают Фараона и хотят любви.

Друзья и семья на первом месте вне зависимости от времени и места жительства, технологий и трендов. Культурный уровень детей тоже остается на хорошем уровне. Проблема в том, что разные поколения впитывают разные слои культуры, вот и кажется, что "раньше было лучше"

— Как бы Вы поступили в ситуации, если вне школы заметили пьяных учеников? 
— В первую очередь убедился бы в том, что они после встречи со мной будут в безопасности. Мимо бы точно не прошел и отправил всех по домам, сообщив родителям. 

С сигаретами вопрос сложнее. Я сам курил со школьных лет и прекрасно понимаю, что "заставить" бросить курить человека невозможно. Главное, чтобы это не отражалось на тех, кто не курит. Двум парням, которые курили перед уроками у школы популярно объяснил, почему они подают плохой пример и каковы его последствия. Прием "представь, что твой младший брат начнет курить из-за старшеклассника, который курит у школы" работает. Дети тоже умеют ставить себя на место других людей и понимать последствия своих действий. Больше с ними проблем не было.

В конце концов это дело детей и родителей, как им жить. Я не прохожу мимо не потому, что я учитель, а потому, что я не чужой человек для этих детей. Не потому, что это какая-то обязанность.

— Позволяете ли Вы себе иногда кричать на детей?
— Я повышаю голос на учеников, когда они меня не слышат. Буквально не слышат. Сидят на задней парте и болтают с соседом. Тогда громогласное "СЕРГЕЙ!" обращает внимание ученика на меня, и дальше я обычным голосом рассказываю, что же меня заставило обратиться к нему в таком тоне. В остальном никогда не срывался на крик. С самообладанием проблем нет.

— Есть ли проблемы, связанные с разным национальным составом учеников? 
— Мои классы -- пример многонациональности нашей страны. Много типажей лиц. Нет, пожалуй, только негров и индейцев на вид. Проблем на этой почве я не встречал и даже намеков на это не видел. У нас целый школьный кинофестиваль проходил на тему "толерантность" — было очень много крутых мини-фильмов.

— Как Вы относитесь к урокам православия в школе? Готовы ли Вы пожертвовать своими часами в их пользу? 
— Я не против уроков православия в школе. Это наше тысячелетнее наследие. Хорошее ли, плохое — какое есть. Церковь повлияла на многие события и на судьбы в нашей стране. Да и в принципе это огромный пласт культуры. Стоит давать минимальные знания о православии хотя бы для того, чтобы в графе "вероисповедание" ВКонтакте стало меньше "крестьянства". 

Вера вообще — штука сложная и неоднозначная. Но даже тем, кто считает себя "воинствующим атеистом" надо знать "врага" в лицо. Тогда и пыла поубавится "воевать".

В мире слишком много проблем, которые вызваны недопониманием. И если знакомить с православной культурой в познавательно-образовательном ключе — непонимания станет меньше.

Но нет, жертвовать никакими часами я не буду. Два урока истории в неделю — очень даже оптимально. Однако я готов отдать один урок обществознания в месяц для того, чтобы грамотный церковник пришел и рассказал "за православие".

— У нас  же много религий и конфессий.  Если  Вы разрешаете православным попам приходить, значит должны разрешить и представителям ислама, буддизма?
— Жизнь на Руси кардинально поменялась с принятием православия. Не путайте "основы православной культуры" в контексте религиоведения и культурологи с проповедованием православия как религии. 

Православный священник объяснит детям, что православие позволило удержать культурную общность во время татаро-монгольского нашествия, да и во многом другом, что не касается конкретно веры, а касается истории и культуры. Увы, мулла и буддист не могут похвастаться подобным наследием на просторах нашей страны.

— Школьники готовы к восприятию такой информации?
— Я верю, что десятилетнему ребенку можно на пальцах объяснить принцип теории относительности и трактовки квантовой механики, если будет на то причина. Я проверял, сработало.

Так вот православие как культурный элемент штука довольно простая. Мы не говорим о вере в Иисуса, а о том, какое влияние православие оказало на нашу страну. Глубинный смысл этих преобразований дойдет, безусловно, в более старшем возрасте. Именно благодаря тому, что основные знания ему дали в раннем возрасте. Именно знания, а не идеология. 

— Что Вы думаете о вседозволенности подростков, о которой сейчас говорят в СМИ?
— Это вечная проблема образования и человечества в целом. Вседозволенность появляется там, где вместо любви — равнодушие. Уважение же та вещь, которая не появляется "просто потому что".

-3
Если дети тебя не уважают — значит дело в тебе. Если тебя не уважает какой-то конкретный ученик — дело в его воспитании.

— Приходилось ли Вам сталкиваться с недостоверной информацией в учебниках? 
— С откровенной ложью я не сталкивался. Но напомню, что веду не всю программу по истории, а только 5-ый и 6-ой классы. Так что где-то в школьной программе и есть ложь и неправда.

Есть некоторые допущения, есть определенная мифологизация. Приход Рюрика и вообще Повесть временных лет — сюжет дискуссионный. Я детям об этом и рассказываю: есть много точек зрения, а правды мы, пожалуй, никогда не узнаем.

— В моей школе было всего три учителя мужчины — по истории, физике и военной подготовке, а всему остальному учили женщины. Это вообще проблема или нет? Было бы лучше, если бы в школах было больше учителей мужчин?
— Нет, никакой проблемы в этом не вижу. Я думаю, если бы в школе было бы больше мужчин, то на качество образования это никак не повлияло. Не могу представить себе пример, на котором изменилось бы хоть что-нибудь, если бы так случилось. В одной школе, кстати, весь состав педагогов — мужчины. Так что всякое бывает

— Ну а как же тот момент, что школа это не только обучение, но и воспитание, а в воспитании желательно присутствие как мужского, так и женского пола?
— Воспитание с "мужским" и "женским" началами происходит в семье и более раннем возрасте. В школу человек приходит уже с характером, с определенным складом ума. Воспитание заключается в помощи интегрироваться в социум, учиться решать разнообразные проблемы, конфликты, учиться жить "в большом мире". 

Не скажу за всю школу, скажу за себя. Я стараюсь воспитывать детей на собственном примере, делиться с ними способами того, как цивилизованно выпутываться из трудных ситуаций. И вопросы пола тут никакой роли не играют. Мы все в первую очередь люди.