Для многих из нас чума ассоциируется только с Западной Европой. Некоторые даже рассказывают, что «Чёрная Смерть» прошлась лишь по западным странам, «потому что русские мылись в банях, а европейцы ходили грязные». Увы, это лишь псевдопатриотический миф. Чума стала катастрофой и для русских земель. А Смоленск и вовсе вымер практически полностью.
Чёрная Смерть вырвалась из осаждённой татарами крымской Кафы, Феодосии, и вместе с беженцами прибыла в Византию и Италию в 1347 году. За следующие два года она опустошила целые города и страны. И в 1352 через Псков и Новгород обрушилась на русские княжества. Только в этих двух республиках за несколько месяцев погибли до 250 000 человек.
Чума не щадила ни простолюдина, ни боярина, ни князя. В 1353 году в Москве скончались великий князь Московский Симеон Гордый и два его сына, а также глава русской церкви митрополит Феогност.
Не избежал чумы и Смоленск вместе с городами и землями Смоленского княжества. Чёрная Смерть убила десятки тысяч людей, которых хоронили в массовых могилах. Собрав жатву, чума ушла в степи и вслед за Русью опустошила города Золотой Орды.
Увы, Чёрная Смерть приходила не один раз. Всю вторую половину XIV века чума накатывалась на уже опустошённые города и страны. И один из последних ударов стал для Смоленска в буквальном смысле смертельным.
Беда не приходит одна. В 1386 году смоленский князь Святослав Иванович пошёл походом на Литву, чтобы отвоевать захваченные литовцами древние смоленские земли — включая Мстиславль, основанный смоленским князем Ростиславом Мстиславичем. На реке Вихре смоленское войско встретили превосходящие силы литовцев под командованием князей Скиргайло, Корибута и Витовта. Смоляне были разбиты наголову. Погиб и смоленский князь Святослав, и его наследник, княжич Иван.
А на следующий год в Смоленск вернулась Чёрная Смерть. И на этот раз совсем всерьёз. Спасения от него не было. Умерли ВСЕ, кто не успел бежать из города. По летописям и легендам, к зиме последние пять жителей города закрыли его ворота, за которыми не осталось ни одного живого человека.
Смоленск вымер. Полностью.
Эпидемия ушла. Беженцы вернулись к опустошённым домам и стенам, и стали возрождать город. Увы, Смоленск за два года потерял и большую часть жителей, и войско, и князя. Силы княжества были подорваны. Даже несмотря на это, Смоленск ещё два десятка лет сопротивлялся Витовту. Лишь в 1404 году великий князь литовский принудил город к признанию своей власти.
Но это — уже совсем другая история.
Алексей Костенков