Когда-то эта башня называлась Костыревской. Возле неё в трагический последний день осады в 1611 году войска короля Сигизмунда взорвали участок стены и ворвались в практически вымерший город.
Взрыв сильно повредил башню. А поляки за время владения Смоленском ремонт крепостных башен и стен проводили методом «тяп-ляп, и так сойдёт». Когда накануне войны 1654 года в Смоленск прибыл новый воевода Филипп Обухович, от состояния крепости его чуть не хватил Кондратий. Стены и башни откровенно разваливались от отсутствия ухода, а в трещины свободно проходил человек.
Костыревская башня была подлатана после освобождения города царём Алексеем Михайловичем, но последствия взрыва и польского «ремонта» были слишком существенны. Она постоянно норовила развалиться и в итоге была разобрана в 1833 году.
На восстановление башни уже знакомый нам прогрессивный губернатор Хмельницкий выбил из имперского бюджета гигантскую сумму в 200 000 рублей серебром. Новое здание 1837 года постройки, внешне напоминающее башню крепости, на деле отличается от остальных башен внутренним устройством не меньше, чем дворец из Диснейленда от настоящей средневековой крепости. За явно отличающийся от остальной крепости яркий цвет кирпичей башню прозвали «Красной».
Первое время в ней продолжали хранить порох, затем в башню перевели военный архив. В 1990-е годы в башне появился ресторан с одноимённым названием «Красная башня», но в итоге он закрылся. В 2011 году башню отреставрировали. Дальнейшую её судьбу, судя по последним веяниям, определит Российское военно-историческое общество.
Алексей Костенков