Найти в Дзене
За кулисами славы

10 лучших независимых фильмов

Оглавление

Американское кино - не только Голливуд с его большой пятеркой мейджоров и их высокобюджетными постановками. Это еще и небольшие студии, делающие кино на свой страх и риск. За последнюю четверть века вышло немало фильмов, которые были сделаны скорее «вопреки», нежели «благодаря». Мы постарались вспомнить самые яркие из них.

10. Зловещие мертвецы / The Evil Dead (1981)

Группа молодых людей выбирается на уик-энд в избушку, затерянную в лесной чаще. Развлекаясь, они обнаруживают записи хозяев дома, которые занимались оккультными исследованиями. Тем самым они неосторожно пробуждают древнее зло.
Группа молодых людей выбирается на уик-энд в избушку, затерянную в лесной чаще. Развлекаясь, они обнаруживают записи хозяев дома, которые занимались оккультными исследованиями. Тем самым они неосторожно пробуждают древнее зло.

Без сомнения, один из самых культовых фильмов в жанре хоррора. Снятый всего за 380 тысяч долларов, он продемонстрировал немало настоящих визуальных на­ходок из серии «голь на выдумку хитра». В1987 и 1993 годах вышли его продолжения, сделавшие однорукого Эша (Брюс Кэмпбелл) одним из самых узнаваемых обра­зов в истории жанра.

9. Клерки / Clerks. (1994)

Данте Хикс служит продавцом в маленьком магазинчике, где можно купить еду, газеты и сигареты. Рэндал Грэйвз работает в соседнем видеопрокате. Посетителей у них немного, а служебного рвения еще меньше. Поэтому Данте и Рэндал позволяют себе многочасовые беседы «за жизнь» и хоккейные чемпионаты на крыше. Между тем у Данте полный бардак в личной жизни, а тут еще эти Джей и Молчаливый Боб, вечно отирающиеся у их дверей и толкающие малолеткам марихуану.
Данте Хикс служит продавцом в маленьком магазинчике, где можно купить еду, газеты и сигареты. Рэндал Грэйвз работает в соседнем видеопрокате. Посетителей у них немного, а служебного рвения еще меньше. Поэтому Данте и Рэндал позволяют себе многочасовые беседы «за жизнь» и хоккейные чемпионаты на крыше. Между тем у Данте полный бардак в личной жизни, а тут еще эти Джей и Молчаливый Боб, вечно отирающиеся у их дверей и толкающие малолеткам марихуану.

Задорная чер­но-белая комедия «Клерки», снятая на го­лом энтузиазме, - дебют Кевина Смита, чья «Догма» пять лет спустя вызвала нема­ло пересудов из-за не очень политкорректного отношения к христианским кано­нам. У Смита уже двенадцать фильмов, но «Клерки» остаются его лучшей работой.

8. Мертвец / Dead Man (1995)

Счетовод Уильям Блейк (Джонни Депп), как и многие авантюристы, отправился в поисках лучшей доли на Дикий Запад, освоение которого сулило массу возможностей по трудоустройству. Но вместо работы Уильям получил пулю, когда брошенный ревнивец обнаружил его в постели бывшей пассии. Блейк ударился в бега и встретил индейца по имени Никто. Тот счел его реинкарнацией поэта Уильяма Блейка, а себя - обязанным проводить его в мир предков.
Счетовод Уильям Блейк (Джонни Депп), как и многие авантюристы, отправился в поисках лучшей доли на Дикий Запад, освоение которого сулило массу возможностей по трудоустройству. Но вместо работы Уильям получил пулю, когда брошенный ревнивец обнаружил его в постели бывшей пассии. Блейк ударился в бега и встретил индейца по имени Никто. Тот счел его реинкарнацией поэта Уильяма Блейка, а себя - обязанным проводить его в мир предков.

На момент появления «Мертвеца» Джим Джармуш уже считался незаурядным режиссером, на счету которого были такие известные ленты, как «Более странно, чем в раю», «Вне закона», «Таинственный поезд» и «Ночь на Земле». Однако именно «Мертвец» сразу был признан лучшей работой Джармуша и остается таковой по сей день.

7. Помни / Memento (2000)

После неких трагических событий, унесших жизнь его жены, Леонард (Гай Пирс) потерял память. Он помнит, что было до этого, а все происходящее с ним теперь удерживает в памяти лишь 15 минут. Тем не менее Леонард одержим идеей найти убийцу жены. Он не доверяет никому и ничему и информацию, которая ему кажется важной, накалывает на своем теле. Благодаря этим татуировкам, а также поляроидным снимкам, снабженным его комментариями, Леонард, как ему кажется, неотступно следует за преступником.
После неких трагических событий, унесших жизнь его жены, Леонард (Гай Пирс) потерял память. Он помнит, что было до этого, а все происходящее с ним теперь удерживает в памяти лишь 15 минут. Тем не менее Леонард одержим идеей найти убийцу жены. Он не доверяет никому и ничему и информацию, которая ему кажется важной, накалывает на своем теле. Благодаря этим татуировкам, а также поляроидным снимкам, снабженным его комментариями, Леонард, как ему кажется, неотступно следует за преступником.

Один из самых любимых сериальными сценаристами сюжетных ходов, амнезия, подан здесь по-настоящему оригинально. Этот параноидальный триллер англичанин Кристофер Нолан поставил по рассказу своего брата Джонатана, пригласив на главную роль австралийца Пирса. Финансировала проект американская компания. Вера в идеалы интернационализма обернулась победой искусства: 39 призов, 25 миллионов в США (при 5 миллионах бюджета).

6. Реквием по мечте / Requiem for a Dream (2000)

Хэрри (Джаред Лето) - наркоман со стажем. Его мать Сара (Эллен Берстин) знает об этом, но ничего не может поделать. Хэрри готов на все ради новой дозы и однажды крадет из дома единственную отраду матери - старый телевизор. Вместе со своим другом и собратом по несчастью Тайроном (Марлон Уэйанс) он мечтает о фунте чистого героина, который позволил бы им спокойно и без суеты получать удовольствие где-нибудь у моря. Есть мечта и у Сары - попасть на эфир популярн¬го телешоу в своем любимом платье, но для этого надо похудеть. Врач прописал ей какие-то цветные таблетки, и Сара честно их пьет, не зная, что вскоре превратится в такую же наркоманку, как и ее сын.
Хэрри (Джаред Лето) - наркоман со стажем. Его мать Сара (Эллен Берстин) знает об этом, но ничего не может поделать. Хэрри готов на все ради новой дозы и однажды крадет из дома единственную отраду матери - старый телевизор. Вместе со своим другом и собратом по несчастью Тайроном (Марлон Уэйанс) он мечтает о фунте чистого героина, который позволил бы им спокойно и без суеты получать удовольствие где-нибудь у моря. Есть мечта и у Сары - попасть на эфир популярн¬го телешоу в своем любимом платье, но для этого надо похудеть. Врач прописал ей какие-то цветные таблетки, и Сара честно их пьет, не зная, что вскоре превратится в такую же наркоманку, как и ее сын.

Невероятно яркий и жесткий рассказ о наркоманах, ближе к концу превращающийся в настоящий фильм ужасов. Его следовало бы показывать старшеклассникам, чтобы отбить у них всякую охоту пускаться в опасные эксперименты с «дурью».

5. Куб / Cube (1997)

Группа мужчин и женщин, никак не связанных между собой, непонятно как и за что оказываются пленниками в самом странном месте, которое только можно вообразить. Еще вчера они жили обычной жизнью, а сегодня блуждают по лабиринту из одинаковых комнат кубической формы. Во многих из них расставлены хитроумные ловушки, и лишь осторожность и смекалка позволяют их избежать. Пленники Куба не знают, есть ли из него выход, и если есть, успеют ли они его найти, прежде чем умрут от голода или сойдут с ума.
Группа мужчин и женщин, никак не связанных между собой, непонятно как и за что оказываются пленниками в самом странном месте, которое только можно вообразить. Еще вчера они жили обычной жизнью, а сегодня блуждают по лабиринту из одинаковых комнат кубической формы. Во многих из них расставлены хитроумные ловушки, и лишь осторожность и смекалка позволяют их избежать. Пленники Куба не знают, есть ли из него выход, и если есть, успеют ли они его найти, прежде чем умрут от голода или сойдут с ума.

28-летний канадский дебютант Натали снял свой параноидальный хоррор всего за 320 тысяч долларов. У него был макет лишь одного Куба со стороной в 4,3 метра и меняющей цвет подсветкой, из которого актеры переползали как бы в него же. Спецэффекты для фильма были сделаны бесплатно в качестве поддержки канадского кинематографа. Лента получила 13 призов на международных фестивалях. Позже были сняты два сиквела, но они уже такой популяр­ности не снискали.

4. Быть Джоном Малковичем / Being John Malkovich (1999)

Талантливый, но совершенно непризнанный кукольник Крейг Шварц (Джон Кьюсак) от безысходности устраивается в небольшую контору, где однажды случайно обнаруживает дыру, пролезший в которую оказывается в... голове известного актера Джона Малковича. Крейг и его новая знакомая Максин (Кэт¬рин Киннер) решают на этом заработать и за умеренную плату предлагают побыть Джоном Малковичем всем желающим.
Талантливый, но совершенно непризнанный кукольник Крейг Шварц (Джон Кьюсак) от безысходности устраивается в небольшую контору, где однажды случайно обнаруживает дыру, пролезший в которую оказывается в... голове известного актера Джона Малковича. Крейг и его новая знакомая Максин (Кэт¬рин Киннер) решают на этом заработать и за умеренную плату предлагают побыть Джоном Малковичем всем желающим.

Заво­раживающе странная фантазия клипмейкера Спайка Джонза стала началом триумфа сценариста Чарли Кауфмана, получившего за нее свою первую номинацию на «Оскар».Кауфман заслужит вторую три года спустя за «Адаптацию» и обретет саму статуэтку еще через два года - за «Вечное сияние чистого разума». Кстати, «Адаптация», снятая все тем же Джонзом, вполне могла называться «Быть Чарли Кауфманом». Причем сценарист настолько раздухорился, что написал сцена­рий о себе и своем несуществующем брате, которого указал как соавтора. В результате этой мистификации человек, которого никогда не было, получил одиннадцать междуна­родных призов.

3. Донни Дарко / Donnie Darko (2001)

Донни Дарко (Джейк Джилленхол) - обычный американский старшеклассник, но это лишь на первый взгляд. Помимо прочих проблем, традиционно решаемых в кабинете психоаналитика, Донни постоянно общается с огромным кроликом, и это общение не предвещает ничего хорошего. Донни разрывается между двумя версиями происходящего - или он сходит с ума, или в ближайшее время действительно наступит апокалипсис.
Донни Дарко (Джейк Джилленхол) - обычный американский старшеклассник, но это лишь на первый взгляд. Помимо прочих проблем, традиционно решаемых в кабинете психоаналитика, Донни постоянно общается с огромным кроликом, и это общение не предвещает ничего хорошего. Донни разрывается между двумя версиями происходящего - или он сходит с ума, или в ближайшее время действительно наступит апокалипсис.

Мы бы с большим удовольствием написали о том, как никому не известного Ри­чарда Келли после выхода лен­ты на экраны осыпали призами и предложениями. Он был это­го достоин. Однако Келли от­нюдь не проснулся знамени­тым и богатым. Кинопрокат был провален, и даже фестиваль­ные жюри не оценили талант режиссера. Тем не менее фильм по праву считается культовым, ну, а мы со всей уверенностью отвели ему место в первой тройке.

2. Ведьма из Блэр: Курсовая с того света / The Blair Witch Project (1999)

Группа молодых людей отправляется в лес, чтобы снять фильм о ведьме, которая, по преданию, жила в этих местах. Поход начинался довольно весело - с пивом и дурацкими попытками испугать друг друга. Но чем дальше друзья уходили от обжитых мест, тем страшнее им становилось. Когда же бесследно пропал один их них, страх стал паническим...
Группа молодых людей отправляется в лес, чтобы снять фильм о ведьме, которая, по преданию, жила в этих местах. Поход начинался довольно весело - с пивом и дурацкими попытками испугать друг друга. Но чем дальше друзья уходили от обжитых мест, тем страшнее им становилось. Когда же бесследно пропал один их них, страх стал паническим...

По большому счету, сама идея сделать фильм, как если бы все случилось на самом деле, и то, что видят зрители, - плен­ка, снятая пропавшей экспедицией, - не нова. Задолго до Мирика и Санчеса, в 1980 году, итальянец Руджеро Деодато снял фильм ужасов «Ад каннибалов», имевший похожий сюжет. Но разница все же была, хотя и выходящая за рамки кино. В картину, стоившую всего 35 тысяч долларов, было вложено несколько миллионов, потраченных на грандиозную мистификацию. Прокатчики сделали все, чтобы зрители поверили в подлинность ленты. И результат не замедлил сказаться: со сборами в 248 миллионов «Ведьма» вошла в историю как самый прибыльный кинопроект. Впрочем, не стоит умалять достоинств молодых режиссеров - если бы они сняли картину чуть менее правдоподобно, ничего бы не получилось.

1. Бешеные псы / Reservoir Dogs (1991)

Группа профессиональных грабителей собрана для проведения дерзкой операции. Для конспирации вместо имен каждый отзывается на определенный цвет. Но как бы хорошо ни были продуманы детали ограбления, дело проваливается из-за того, что в группе оказался полицейский, работающий под прикрытием. Уцелевшие после перестрелки участники налета пытаются выяснить, кто же их сдал.
Группа профессиональных грабителей собрана для проведения дерзкой операции. Для конспирации вместо имен каждый отзывается на определенный цвет. Но как бы хорошо ни были продуманы детали ограбления, дело проваливается из-за того, что в группе оказался полицейский, работающий под прикрытием. Уцелевшие после перестрелки участники налета пытаются выяснить, кто же их сдал.

Официальный дебют самоучки из Теннесси Квентина Тарантино произвел фурор на фестивале «Санденс» в 1992 году. И хотя приза ему тогда не досталось, позже фильм получил восемь премий. Первыми «Бешеных псов» оценили критики, писавшие о великолепной адаптации гонконгских криминальных драм к американс­ким реалиям. Не остались в стороне и рядовые зрители. По сей день лента занимает 66-ю строчку в рейтинге лучших фильмов всех времен и народов на IMDb.