Подавляющее большинство мифологий имеет четкую картину загробного мира. Многие из них признают существование рая для праведников и ада для грешников. Наибольшее распространение получила христианская система воззрений, поэтому в этой статье речь пойдет о том, как представляли себе рай другие религии.
Ирий
Польская и восточнославянская мифология описывает рай как волшебную, окруженную ласковым морем страну, в которую отправляются зимовать птицы. Эта земля называется Ирий и находится где-то на крайнем западе. То же имя носит и райское древо, у вершины которого носятся светлые души. Никто не знает, где находится Ирий - в недрах земли или на небе - однако именно там покоятся души умерших, и ждут весны змеи и птицы. Первой туда прилетает кукушка, у которой, согласно народным поверьям, есть ключи от ворот рая. Последним добирается аист.
Драхт
В древнеармянской религии место обитания праведных душ называется Драхт. В Драхте находится райский сад под названием Партез, в центре которого - древо жизни Кенац цар. Оно является мировой осью и воплощает в себе абсолютную реальность. Армяне верили, что сразу после рождения на лбу человека записывается его судьба. Делает это неумолимый и беспристрастный дух смерти Грох, который ведет учет всех грехов и добрых поступков, чтобы впоследствии судить душу на Божьем суде. Каждый умерший должен будет пройти через Мазе Камурдж - мост, разделяющий ад и рай. Если человек жил честно и праведно, то его душа спокойно пройдет по мосту, не чувствуя боли, если же он много грешил, то мост рухнет под тяжестью зла, и нечестивца увлекут потоки огня, чтобы доставить его душу в Джохк (ад).
Поля Иалу
Древние египтяне тоже верили в необходимость суда. После того, как Осирис выносил приговор, добрые души отправлялись в Поля Иалу, где их ждало вечное блаженство. Египетский рай представлял собой улучшенный вариант земного существования: люди вели здесь такую же жизнь, как и на земле, однако больше ни в чем не нуждались. Семь ипостасей Хатхор, а также Селкет, Непет и Непери наделяли умершего пищей и делали его пашни плодородными, а стада - тучными. Чтобы усопшему не пришлось самому возделывать поля и трудиться в поте лица, родственники клали в могилу ушебти - глиняные или деревянные статуэтки, изображавшие рабочих на любой вкус: от писцов до носильщиков. Богатые египтяне могли быть уверены, что получат по одной статуэтке на каждый день года, бедняки же довольствовались перечислением работников на свитке папируса. В Полях Иалу глиняные фигурки оживлялись богами и преданно служили хозяину.
* * *
Таким образом, на протяжении всей человеческой истории люди верили, что благие дела помогут им обрести вечную жизнь в покое и радости. Это не только давало им надежду на высшую справедливость, но и помогало обществу смирять недовольных.