Стиль руководства относится к характерному поведению лидера при управлении, мотивации, руководстве и управлении группами людей. Великие лидеры могут вдохновлять политические движения и социальные перемены. Они также могут побуждать других выполнять, создавать и внедрять инновации.
Когда вы начинаете рассматривать некоторых людей, которых вы считаете великими лидерами, вы можете сразу увидеть, что часто возникают большие различия в том, как ведет себя каждый человек.
К счастью, исследователи разработали различные теории и рамки, которые позволяют нам лучше идентифицировать и понимать эти разные стили лидерства.
Вот лишь некоторые из наиболее известных структур и стилей руководства, которые были идентифицированы.
Стили Ливина
В 1939 году группа исследователей, возглавляемая психологом Курт Левин , определила различные стили руководства. В то время как дальнейшие исследования выявили более четкие типы лидерства, это раннее исследование было очень влиятельным и основало три основных стиля лидерства, которые послужили плацдармом для более определенных теорий лидерства.
В исследовании Левина школьники были отнесены к одной из трех групп с авторитарным, демократическим или ласковым лидером. Затем детей возглавляли проект в области искусств и ремесел, в то время как исследователи наблюдали поведение детей в ответ на различные стили руководства.
Исследователи обнаружили, что демократическое лидерство, как правило, является наиболее эффективным для вдохновляющих последователей, чтобы хорошо работать.
Давайте более подробно рассмотрим три стиля, которые определил Левин:
1. Авторитарное лидерство (автократическое)
Авторитарные лидеры, также известные как самодержавные лидеры , дают ясные надежды на то, что нужно делать, когда это нужно делать, и как это сделать.
Этот стиль лидерства сильно ориентирован как на команду лидера, так и на контроль над последователями. Также существует четкое разделение между лидером и членами. Авторитарные лидеры принимают решения независимо друг от друга или без каких-либо вкладов от остальной группы.
Исследователи обнаружили, что принятие решений было менее творческим под авторитарным руководством. Левин также пришел к выводу, что перейти от авторитарного стиля к демократическому стилю сложнее, чем наоборот. Злоупотребление этим методом обычно рассматривается как контролирующее, властное и диктаторское.
Авторитарное руководство лучше всего применять в ситуациях, когда мало времени для принятия решений в группе или где лидер является самым знающим членом группы. Автократический подход может быть хорошим, когда ситуация требует принятия быстрых решений и решительных действий.Тем не менее, он имеет тенденцию создавать дисфункциональные и даже враждебные среды, часто питая последователей против властного лидера.
2. Лидерство участников (демократическое)
Исследование Левина показало, что лидерство на основе участия, также известное какдемократическое лидерство , обычно является наиболее эффективным стилем лидерства.Демократические лидеры предлагают руководство для членов группы, но они также участвуют в группе и допускают вклад от других членов группы.
В исследовании Левина дети в этой группе были менее продуктивны, чем члены авторитарной группы, но их вклад был более высокого качества.
Лидеры участия поощряют участие членов группы, но сохраняют последнее слово в процессе принятия решений. Члены группы чувствуют себя вовлеченными в процесс и более мотивированными и творческими. Демократические лидеры склоняются к тому, что последователи чувствуют, что они являются важной частью команды, что помогает укрепить приверженность целям группы.
3. Лидерство делегаций (Лайс-Фейр)
Исследователи обнаружили, что дети под руководством делегаций, также известные какруководство laissez-faire , были наименее результативными из всех трех групп.
Дети в этой группе также предъявляли больше требований к лидеру, мало сотрудничали и не могли работать самостоятельно.
Лидеры делегаций предлагают мало или вообще не дают указания членам группы и оставляют принятие решений членами группы. Хотя этот стиль может быть полезен в ситуациях с участием высококвалифицированных специалистов, он часто приводит к плохо определенным ролям и недостатку мотивации.
Левин отметил, что руководство laissez-faire, как правило, приводит к группам, которым не хватает направления, когда члены обвиняют друг друга в ошибках, отказываются принимать на себя персональную ответственность и производят недостаток прогресса и работы.
Наблюдения за стилями лидерства Левина
В своей книге «Басс-справочник по лидерству: теория, исследования и управленческие приложения» Бас и Басс отмечают, что авторитарное руководство часто представлено исключительно в негативных, зачастую даже неодобрительных условиях. Авторитарные лидеры часто описываются как контролирующие и близкие, но это игнорирует потенциальные положительные стороны подчеркивания правил, ожидая послушания и ответственности.
Хотя авторитарное руководство, безусловно, не лучший выбор для каждой ситуации, оно может быть эффективным и полезным в тех случаях, когда последователи нуждаются в большом руководстве и где правила и стандарты должны соблюдаться в письме. Другой часто упущенной выгодой авторитарного стиля является способность поддерживать чувство порядка.
Бас и Басс отмечают, что демократическое лидерство, как правило, сосредоточено на последователях и является эффективным подходом при попытке поддерживать отношения с другими. Люди, которые работают под такими лидерами, хорошо ладят друг с другом, поддерживают друг друга и консультируются с другими членами группы при принятии решений.
Дополнительные стили и модели лидерства
В дополнение к трем стилям, идентифицированным Левином и его коллегами, исследователи описали множество других характерных моделей лидерства. Вот лишь некоторые из самых известных:
1. Стиль трансформационного лидерства
Трансформационное лидерство часто определяется как самый эффективный стиль. Этот стиль был впервые описан в конце 1970-х годов, а затем расширен исследователем Бернардом М. Басом.Некоторые из ключевых характеристик его стиля лидерства - это способность мотивировать и вдохновлять последователей и наводить позитивные изменения в группах.
Трансформационные лидеры склонны быть эмоционально умными, энергичными и страстными. Они не только стремятся помочь организации достичь своих целей, но также помогают членам группы реализовать свой потенциал.
Исследование показало, что этот стиль лидерства привел к повышению производительности и улучшению групповой удовлетворенности, чем к другим стилям лидерства. Одно из исследованийтакже показало, что трансформационное лидерство привело к улучшению благосостояния среди членов группы.
2. Стиль Трансакционного Лидерства
Стиль транзакционного лидерства рассматривает отношения лидера-последователя как транзакцию.Принимая позицию в качестве члена группы, человек согласился подчиниться лидеру. В большинстве случаев это связано с отношениями между работодателем и сотрудником, и транзакция фокусируется на том, что последователь выполняет требуемые задачи в обмен на денежную компенсацию.
Одним из главных преимуществ этого стиля лидерства является то, что он создает четко определенные роли. Люди знают, что им нужно делать и что они получат в обмен на выполнение этих задач. Это также позволяет лидерам предлагать большой контроль и направление, если это необходимо. Члены группы также могут быть мотивированы, чтобы хорошо выполнять вознаграждение. Одним из самых больших недостатков является то, что транзакционный стиль имеет тенденцию заглушать творчество и готовое мышление.
3. Ситуационные стили лидерства
Ситуационные теории лидерства подчеркивают значительное влияние окружающей среды и ситуацию на лидерстве.
Две из этих теорий включают:
Стили Hersey и Blanchard: модель Hersey и Blanchard - одна из самых известных ситуационных теорий. Впервые опубликованная в 1969 году, эта модель описывает четыре основных стиля лидерства, в том числе:
Стиль красноречивым характеризуется говорить людям , что делать.Стиль продажи включает лидеров, убеждающих последователей покупать их идеи и сообщения.Стиль участия отмечен тем, что позволяет членам группы играть более активную роль в процессе принятия решений.Стиль делегирования предполагает принятие подхода невмешательства к руководству и позволяет членам группы , чтобы сделать большинство решений.
Стили лидерства Blanchard SLII:
Позже Бланшар расширился по оригинальной модели Херси и Бланшара, чтобы подчеркнуть, как уровень развития и навыков учащегося влияет на стиль, который должен использоваться лидерами.
Бланшар также описал четыре разных стиля обучения, в том числе:
Стиль руководства включает в себя отдачу заказов и ожидание послушания, но мало помогает в руководстве и помощи.Стиль коучинга означает предоставление большого количества заказов, но лидеры также оказывают большую поддержку.Поддержки стиля является подход , который предлагает много помощи, но очень мало направление.Стиль делегирования является низким в обоих направлениях и поддержке.
Благодарю за внимание.