В последние дни многие автолюбители испугались, что машины подорожают. Например, компания «Субару» уже повысила цены на свои модели примерно на два-три процента. Однако пока поводов для паники нет. Ведь автомобильные компании обычно пересматривают ценовые ориентиры раз в квартал. То есть, смотрят средний курс доллара, евро или йены за последние два-три месяца и принимают решение. Сейчас средний курс за квартал – 58 рублей за доллар. При этом довольно много машин у нас локальной сборки – и в них валютная доля не 100 процентов, а может быть и 60, и 70.
Но риски, КОНЕЧНО, постоянно растут. Особенно для тех моделей автомобилей, которые импортируются. Если рубль все-таки не вернется на уровни ниже 60 рублей, то такие модели подорожают. В особой зоне риска - так называемые нишевые модели. Они не являются массовыми – их продажи и так невысокие. А теперь они могут еще больше упасть. И в итоге такие машины могут вообще уйти с российского рынка. Допустим гибрид Toyota Prius. Да и почти все модели Cadillac все фактически в эту категорию входят…
Если мы рассматриваем самый негативный сценарий, когда падение рубля продолжается, то тогда дорожать будут абсолютно все машины. Даже российские. Потому что даже в той же Lada Vesta много зарубежных комплектующих. Однако подорожание не будет одинаковым. Ведь любой маркетолог автомобильной компании прекрасно понимает, что поднимая цены, он может обрушить спрос на свои машины. А есть ряд компаний для которых доля на российском рынке важнее прибыли. Например, корейские корпорации. Как показал опыт прошлой девальвации осени 2014 года, они какое-то время готовы работать в ноль или даже с небольшими убытками. Ради главной цели – увеличить свою долю на рынке. Но мы понимаем, что чудес в автобизнесе не бывает. И есть себестоимость автомобиля, которая с ростом курса доллара в России повышается. Поэтому даже корейцам придется мучительно думать, что делать. Скорее всего, они постараются удержать цены на текущем уровне. Возможно, они пожертвуют комплектациями машин. То есть если сегодня вы за 700 тысяч покупаете машину в средней комплектации, то потом за эти деньги предложат бедную модификацию. Могут вообще мультимедийную систему убрать. При этом ФОРМАЛЬНО цена не изменится.
Почему пока еще нет поводов для сильной паники? Я считаю, что существует серьезный риск обрушения евро по отношению к доллару. Процентов на 25-30. Таким образом, если рубль подешевеет к доллару, то может остаться на тех же значениях по отношению к евро. И автомобили европейских марок в этом случае сильно дорожать не должны.
Подробнее о влиянии валютных курсов на цены - ежедневно на канале Автотелеграм