Его секрет в харизме, в навыке убеждения или в чем-то еще? Какого менеджера мы готовы считать хорошим? Об этом рассуждает Клэр Лью, директор Know Your Company, которая разрабатывает онлайн-программы для командных тренингов в компаниях.
До того как я стала директором Know Your Company, у меня было две своих компании. Но несмотря на весь этот опыт, я долго не могла сформулировать, каким должен быть хороший руководитель. Я хочу поделиться своими наблюдениями и соображениями на этот счет.
1. Настоящий руководитель не руководит в прямом смысле слова
Исходя из названия должности, можно предположить, что руководителю надлежит руководить другими. Это очевидно, не правда ли? Но что же в действительности означает «руководить»?
Вместо «руководить» часто используются такие слова, как «направлять, контролировать, проверять». И все это, по-моему, совсем не то, чем должен заниматься руководитель.
Я убеждена, что лучшие руководители фокусируются на одной-единственной задаче: пытаются понять, что движет людьми, и создать среду, в которой сотрудникам будет комфортно работать под влиянием собственной внутренней мотивации.
Вам не нужно управлять кем-то или влиять на кого-то. Не нужно даже расширять чьи-то полномочия. Напротив, следует исходить из того, что у ваших коллег уже есть необходимые способности, таланты и навыки.
2. Четкость и ясность — прежде всего
Начните с того, чтобы сделать все процессы в компании как можно понятнее и прозрачнее. Знают ли ваши коллеги о том, что должно произойти? Почему их работа важна? Как должен выглядеть результат? Знают ли они, каким образом их работа влияет на жизнь компании в целом? Известно ли им, каким стандартам должны соответствовать результаты работы?
Хорошие руководители постоянно проясняют эти вопросы на совещаниях, в рассылках и во время индивидуальных встреч. Они всегда интересуются у сотрудников, что им непонятно, что их смущает и какие вопросы они хотели бы обсудить подробнее. Только обеспечив четкость и прозрачность работы, можно добиться хороших результатов. Кроме руководителя в коллективе нет никого, кто мог бы взять на себя эту обязанность.
3. Всегда предоставляйте необходимую информацию
Персонал должен пройти адекватное обучение, знать историю компании и иметь необходимые инструменты для решения поставленных задач, а также понимать, какой именно результат хотят получить владельцы компании и другие заинтересованные лица. Одним словом, работникам нужна информация.
В противном случае люди будут действовать вслепую. Нет ничего хуже, когда от сотрудника ожидают определенных действий, а он об этом не знает. В этой ситуации человек чувствует себя беспомощным.
Вопросы «Какие сложности у вас возникли?» или «Что я могу сделать, чтобы помочь вам добиться результата?», заданные подчиненным, помогут вам выяснить, какая информация им необходима, чтобы уверенно и продуктивно работать.
4. Заботьтесь о психологическом комфорте
Ваш успех как руководителя зависит от того, насколько подчиненные честны с вами. Если им трудно говорить с вами начистоту, вы рискуете потерять контроль над ситуацией, если что-то пойдет не так.
Например, если реализация проекта становится невозможна в намеченные сроки, сообщит ли вам кто-нибудь об этом заранее и по своей инициативе, чтобы немедленно принять меры? Или вы узнаете об этом, только когда партнер или клиент начнет строчить вам гневные письма в нерабочее время?
Создание комфортной среды для общения с сотрудниками заключается в том, что вы делаете первый шаг и показываете собственную уязвимость как руководителя.
Например, признаете ли вы, что вам бывает сложно? Если да, то и другие чувствуют себя вправе признать, что им тоже сложно. Или если сотрудник рассказывает о своей ошибке, поблагодарите ли вы его за честность? Если да, то готовность ваших сотрудников говорить правду сильно возрастает.
5. Задавайте правильные вопросы
Принято считать, что у успешного руководителя есть ответы на все вопросы. Общество ценит людей, способных отвечать правильно. Школьники, например, получают за это пятерки. Участники телешоу, правильно отвечающие на вопросы викторины, выигрывают миллионы долларов. Однако в нашем обществе практически не ценится навык задавать вопросы. А жаль.
Именно умение задавать правильные вопросы, по моему убеждению, является отличительной чертой хорошего руководителя.
Таким образом вы показываете, что хотите узнать больше о коллегах. Им становится психологически комфортно с вами общаться. Кроме того, вы получаете возможность узнать о своей компании совершенно неожиданные вещи.
6. Отвечайте в течение 24 часов
Около пяти лет назад я работала в другой компании. Однажды моя сотрудница рассказала мне, что попросила руководителя предоставить ей 3-дневный отпуск ближайшим летом, после обращения прошло несколько недель, а ответ так и не пришел. Она была очень разочарована.
Такое поведение руководителя — вопиющее неуважение. Возьмите это на заметку. Вовлеченность ваших сотрудников в рабочие процессы напрямую зависит от того, насколько охотно вы реагируете на их идеи, комментарии и просьбы.
7. Научитесь доверять
Пока вы — исполнитель, вы делаете все самостоятельно. В тот момент, когда вы становитесь руководителем, все меняется. Ваша задача теперь — сформировать среду, в которой другие люди могут выполнять свою работу наиболее эффективно. Вмешиваться в их дела не нужно — им нужно доверять.
Вас будут посещать мысли типа «я могу сделать лучше» — гоните их прочь. Некоторым трудно это признать, но такой подход — чистое надзирательство, иначе говоря, микроменеджмент. Если слишком много делать самому, у подчиненных закрепятся неправильные привычки, слаженной работы будет добиться очень сложно, а сотрудники будут недовольны отсутствием свободы.
8. Будьте примером для остальных
Если вы хотите, чтобы ваш коллектив выполнил какую-то задачу, покажите на собственном примере, как получить результат.
Если ваша цель — чтобы люди приходили вовремя, приходите сами раньше всех.
Чтобы ваши коллеги с большей охотой брали на себя ответственность, старайтесь сами браться за дела смелее. Никто из вашего окружения не изменится, если не изменитесь вы сами.
9. Будьте последовательны
Сотрудникам часто запрещают тратить в командировках больше определенной суммы. Но бывает так, что руководитель разрешает нарушить это правило тому, с кем у него дружеские отношения. «Это первый и последний раз», — говорит он самому себе. Как бы не так!
Применяя разные стандарты к разным сотрудникам, вы даете людям повод думать, что это нормально. Таким образом ваши сотрудники рано или поздно станут такими же непоследовательными, как и вы.
Независимо от того, сколько проработал тот или иной сотрудник в компании и какие у вас с ним отношения, необходимо относиться ко всем одинаково беспристрастно и справедливо.
10. Выстраивайте человеческие отношения
К начальству многие относятся скептически. Недавние исследования показали, что каждый третий сотрудник не доверяет своему руководителю. Постарайтесь избежать этого. Начните выстраивать доверительные отношения с коллективом.
Ваши сотрудники хотят видеть в вас не только руководителя, но и обычного человека. Такого же, как они. Делитесь с ними своими мыслями, рассуждайте на самые разнообразные темы, расскажите о своих увлечениях, в общем — обсуждайте с ними что-то, не связанное с работой.
В вашу задачу не входит непременно понравиться подчиненным. Но чем больше вы ведете себя с ними как обычный человек, тем доверительнее будут ваши отношения. И тем больше они будут верить в вас как своего лидера.
Хочу признаться, что у меня не всегда получается следовать всем пунктам. Это непросто! Буквально на прошлой неделе я поняла, что мне следует предоставлять коллегам больше информации и больше им доверять. Тем не менее вот мои десять пунктов — так мне самой будет проще их соблюдать. Надеюсь, они окажутся полезными и для вас.