Найти в Дзене
культшпаргалка

Три слова из арсенала классической музыки для начинающих меломанов: до, камертон и реквием

Оглавление

До-ре-ми-фа-соль-ля-си

- это первые слоги из каждой строчки латинского гимна, посвящённого святому Иоанну - покровителю певцов. Каждый слог приходится на тон, который выше предыдущего. В то время гамма состояла из шести тонов, и первый назывался Ut. Звучал этот гимн так:

Спустя несколько столетий Ut заменили слогом Do (от Dominus - Господь) и включили в звукоряд седьмой тон. Назвали его Si, что означает Sancte Joannes (святой Иоанн).

Эту систему названия тонов в гамме придумал итальянский монах-кантор Гвидо Аретинский, который жил в 11 веке. Он на себе испытал, как же это трудно - годами учить своих хористов всем многочисленным и однообразным хоралам и гимнам с голоса. Причем хористы должны были заучивать эти напевы наизусть.

Гвидо закрепил за каждым тоном отдельный слог и придумал графическую (нотную) запись мелодии. Он сделал это с помощью четырёх параллельных линеек (гораздо позже добавили пятую) и квадратиков. Таким образом Гвидо обозначал на бумаге как бы "маршрут" мелодии, и хористы могли читать его и воспроизводить по нотам.

То есть Гвидо Аретинский практически, как Кирилл и Мефодий, изобрёл музыкальную азбуку и письменность. Вот мемориальная доска в Ареццо на доме где он жил. ("Monaco" переводится как "монах").

В те времена до-ре-ми-фа-соль-ля-си не обозначали какие-то конкретные звуки, как сейчас. Это была относительная система координации тонов в мелодии. Только много веков спустя и только в некоторых странах (например, во Франции, России) они стали соответствовать определённым звукам и клавишам.

Реквием

Томас Шилдс. Моцарт поёт свой Реквием
Томас Шилдс. Моцарт поёт свой Реквием

Это заупокойная католическая месса. То есть что-то вроде оратории на тексты латинских молитв. Реквием называется так по его первым словам: "Requiem aeternam" (Покой вечный).

Самый известный Реквием принадлежит Моцарту. Подробнее о нём здесь 👇

Камертон

Это такая металлическая вилочка, которая при ударе издаёт один звук.

Он был изобретен в 18 веке для того, чтобы создать единый эталон высоты. Звук камертона решили считать тоном Ля (440 герц). Его применяют, если хору a capella нужно настроиться на один тон, а под рукой нет рояля. Или для настройки какого-либо инструмента.