Найти тему
Про бизнес

И с $ 300 можно развить бизнес — если не ныть. Как экономист ушла в озеленители

Увидела, что другие делают плохо, — и решила делать сама. Так Алла Клапкова создала свою компанию по ландшафтному дизайну и озеленению офисов «Гринтон». Она рассказала «Про бизнес», как вести достаточно прихотливый бизнес.

Из офиса — на приусадебные участки…

— Ландшафтный дизайн я начала изучать по зову сердца: всегда нравилось заниматься растениями, хотела создавать красоту для людей. По образованию я экономист-маркетолог, 12 лет проработала в холдинге «Атлант-М». В 2005 году окончила курсы ландшафтного дизайна. И поняла, что это направление может быть не только хобби, но и профессией.

С 2005 года по 2009 год практиковала как частный ландшафтный дизайнер, и постоянно сталкивалась с ситуацией, когда меня приглашали что-то переделать на участке после работы других: растения чахли, ничего не росло, выглядело не эстетично. Я рассказывала об этом мужу, на что тот сказал: «Хватит ныть, открывай компанию и делай так, как считаешь нужным».

Так в конце 2010 года появилась наша компания «Гринтон».

В активе было всего-навсего $ 300, личный автомобиль, который стал служебным, и огромное желание заниматься ландшафтным дизайном.

Для открытия компании мы арендовали юридический адрес, офиса сразу не было. Муж стал соучредителем и часто предлагал разные идеи, например, поставлять растения из европейских питомников, развивать сотрудничество с внешними ландшафтными дизайнерами и пр.

Сразу сформулировали три принципа нашей работы:

1. Нанимаем сотрудников только в штат, несмотря на то, что у бизнеса есть выраженная сезонность и большинство компаний-конкурентов предпочитают пользоваться услугами временных рабочих. Но мы решили, что для высокого качества работ нам нужны люди, которые будут развиваться вместе с компанией.

2. Ведем бизнес легально, чтобы обезопасить компанию и предложить клиентам прозрачные условия работы.

3. Создаем сады для жизни — продуманные, качественные и красивые.

И стали заниматься ландшафтным дизайном приусадебных участков. За первый год мы получили около 15 заказов. Количество сотрудников, работающих над созданием проектов и их реализацией, доходило до 10 человек: директор, то есть я, 2 дизайнера, бухгалтер, рабочие.

 Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Как только открылись (а сделали мы это зимой — в «несезон»), стали заниматься SEO-продвижением нашего сайта. И уже к весне 2011 года по всем запросам он был в топе органической выдачи. Не потому, что он был какой-то невероятный, а потому, что мало у кого из конкурентов сайт в принципе был в то время.

Про рентабельность и прибыль на тот момент я вообще не думала. Все мысли были о творчестве — я горела желанием дарить этому миру красоту, меня вдохновляли реакция людей, их благодарность и горящие глаза.

То, что мы зарабатывали, позволяло обеспечивать нужды компании, арендовать офис и оплачивать персонал. О том, чтобы зарабатывать самой, я думала в последнюю очередь. Осознание того, что нужно смотреть на цифры и ими управлять, пришло только спустя какое-то время.

Все функции компании, кроме производства работ и ведения бухучета, лежали на мне: найм персонала, ведение документации, работа с клиентами, продвижение, поиск и закупка материалов для выполнения работ, налаживание отношений с партнерами, организация работ и контроль исполнения, доставка рабочих и материалов на объекты.

К слову, на тот момент у меня было двое маленьких детей, младшему из которых исполнилось 1,5 года. Первые несколько лет муж участия в оперативном управлении не принимал, оставался в найме на должности финансового директора одной из компаний.

Так как постоянно сталкивались с недостатком посадочного материала, организовали поставку из Латвии декоративных растений. Все вопросы решали своими силами — переговоры с транспортными компаниями, экспортные документы, таможенное оформление, получение фитосанитарных сертификатов.

В 2012 году у нас появился свой офис, численность персонала достигла 14 человек, и мы выполнили первый заказ за границей — в российском Смоленске. После этого заказа стали обращаться и клиенты из России.

Не обошлось и без курьезов на старте. В самый первый год, весной 2011-го, мы работали над проектом в Молодечно для Минского мебельного центра. Это территория предприятия, которую руководители решили сделать красивой. Мы утвердили проект, закупили все необходимые материалы, растения.

 Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

И вот, стоит бригада, готовая работать. Они начинают копать в тех местах, где нужно посадить растения, и лопата упирается в бетон. Иногда так бывает, попадается строительный мусор. Поэтому я говорю: «Копни правее» — и там бетон. «А левее?» — опять бетон! «А вперед?» — снова бетон!

То есть территория вся с газончиком, а везде под ним на глубине 15 сантиметров — слой бетона. А растений закуплено много и люди ждут!

Стали выяснять, где еще есть бетон. Работники, вилами «прощупывая» площадку, выявили «карманы» без бетона. Но это же все равно не то, что мы запланировали. Я стояла, смотрела на эту площадку и думала. Решение пришло такое: там, где можно, сделали красивый контур из растений. А там, где был бетон, привезли земли, сделали холм высотой до 40 сантиметров и на него посадили запланированные растения. Теперь это выглядит как замысел дизайнера.

Супруг мне тогда сказал: «Профессионал — это не тот, кто может сделать хорошо, когда все хорошо. Профессионал — тот, кто делает хорошо, когда все плохо».

… а с участков — обратно в офисы

Уже спустя год работы к нам стали поступать запросы: «Не могли бы вы посадить нам цветы в доме/офисе?». Причем они шли как от наших клиентов, с которыми мы работали по ландшафту, так и от сторонних людей, часто через сайт.

На тот момент в интернете не было представлено таких услуг, и люди обращались к нам, понимая, что это какая-то близкая тематика.

Так, в 2014 году мы решили развивать это направление. Дополнительным аргументом было то, что ландшафтный дизайн — это сезонный бизнес, а озеленение интерьеров — круглогодичный.

Мы долго искали формат — каким образом нам продвигать эту услугу? Что первично — продвигать продажу растений и кашпо, а услугу предлагать как сопутствующий товар или наоборот? Сначала пробовали первый сценарий, но отдача была слабая.

Проанализировав нашу аудиторию (а это юрлица), мы поняли, что главное для них — возможность в одном месте получить все: и дизайнерское решение, и обеспеченность материалами и растениями, и обслуживание. Чтобы не было так, что дизайнер нарисовал, а потом этого нигде не найти. И решили предлагать комплексную услугу озеленения офисов.

 Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Мы стали подбирать растения, так, чтобы они соответствовали и стилистике помещения, и условиям для их роста. И если цветы еще худо-бедно можно было купить, то с горшками была совсем беда.

В Минске был представлен крайне узкий ассортимент, как с точки зрения размеров, так и с точки зрения дизайна. Те единичные поставщики, которые что-то привозили в Беларусь и в Минск, работали в формате собственных розничных магазинов и не были заинтересованы работать под заказ. Они подтверждали, что у них есть то, что нам нужно, но говорили «привезем тогда, когда распродадим запасы на складе». Это мог быть и месяц, и два.

И мы стали возить горшки сами.

Об аудитории

Чаще всего с запросом комплексного озеленения обращаются юридические лица. Мы разрабатываем им дизайн-проект, делаем поставку всего необходимого для этого, осуществляем посадку растений и сервисное обслуживание.

Можно выделить следующие случаи, когда к нам обращаются:

1. Срочная встреча и прием иностранных делегаций, когда нужно быстро сделать офис красивым. В Европе озеленение офисов уже давно неотъемлемая часть оформления интерьера. Наши бизнесмены, путешествуя и посещая партнеров, это видят. В случае приезда гостей, желая показать себя с лучшей стороны, обращаются к нам.

2. Обустройство нового офиса. Сейчас модно создавать экопространство для сотрудников, поэтому новые офисы стараются оформить в соответствии с современными трендами. Восприятие офиса такой компании более «статусное» и позитивное.

3. Поддержание экосреды офиса. Для некоторых помещений озеленение можно назвать необходимостью. Часто это ИТ-компании, с офисами в формате open space. У них озеленение играет не столько эстетическую функцию, сколько оздоровительную. Ведь растения формируют микроклимат, повышают влажность, поглощают формальдегиды, выделяемые от мебели, очищают воздух от болезнетворных бактерий. Улучшается психоэмоциональное состояние: зеленый цвет позитивно влияет на людей.

А еще растения могут делить пространство на функциональные зоны, заменяя перегородки, что также актуально для больших помещений.

 Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Обращаются кафе, рестораны, общественные места, которым важна атмосфера уюта. Для таких клиентов горшки и растения должны быть максимально устойчивые, так как есть высокая опасность их повреждений из-за большого потока людей.

Стали обращаться и физически лица. Чаще всего это люди 30−40 лет, которые хотят оформить свои новые квартиры стильно и современно, сделать живой уютный интерьер.

О команде и конкуренции

Весь персонал у нас задействован на два направления бизнеса: служба закупок, производство, дизайнеры, бухгалтерия. Всего у нас работают 19 человек, в ближайшие полгода планируем расшириться до 26.

Текучки кадров у нас практически нет: за все время уволилось две сотрудницы. Офисный персонал у нас уходит только в декрет. В бригадах, которые работают «в полях» (их 8 человек), иногда есть ротация кадров — работа эта физически очень тяжелая, приходится работать и в жару, и в холод, и в дождь. Не все выдерживают.

Конкуренция как бы есть, но ее как бы нет. Есть компании, которые, как и мы, оказывают услуги озеленения. Если к ним обратиться, то они подберут растения, посадят, помогут купить горшки. Но, как правило, у этих компаний это направление не является приоритетным.

 Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Наше отличие в том, что мы делаем дизайн-проект для каждого интерьера. Учитываем стилистику и подбираем оптимальные кашпо по стилю, форме, цвету и размеру. Для растений обращаем внимания на условия освещенности. Все это поставляем, сажаем, привозим и обеспечиваем сервисное обслуживание.

Что может пойти не так?

Естественно, работа с растениями — специфическая сфера, за ними нужен уход, причем порой совершенно разный. Есть нюансы и в работе с поставщиками и подрядчиками.

Что может пойти не так?

1. Проблемы с растениями. Так как они живые, то иногда могут заболеть, потерять декоративность даже без видимых причин. А «свежеприехавшие» из европейских теплиц — всегда в сильном стрессе.

Понятно, мы используем те, которые являются самыми «стессоустойчивыми», которые быстрее адаптируются в условиях типового офиса. Но всегда есть риск, что какое-то растение плохо перенесет новые условия или потеряет презентабельный вид.

2. Привозят не то, что заказали. Бывает, что в заказе приезжают не те растения — не тот сорт или размер. То же касается горшков для растений. Там, где есть люди, есть и ошибки. Для минимизации рисков делаем заказы с запасом по времени, чтобы можно было перезаказать.

3. Сложность состыковки всех подрядчиков. Чтобы сделать 1 комплексный заказ, часто приходится стыковать до 10−12 участников (поставщиков). Если заказ «горящий», то риск, что что-то пойдет не так, возрастает.

Был случай очень срочного заказа. Один из наших клиентов вызвал меня в воскресенье утром с просьбой сделать озеленение интерьера до вечера среды. А вся прелесть была в том, что это были майские праздники, и с воскресенья до вторника — выходные дни. Нужно было все найти, заказать и посадить. И шансов «подстраховаться» не было — если бы хоть одна машина не пришла вовремя, шансов заказать где-то еще не было.

 Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Кроме срочности, заказ был очень важен — это было церемония открытия посольства, встреча глав государств. Мы вели этот проект долго, делали там ландшафт, зимний сад, и все завершили и сдали. Но в последний момент было решено, что нужно еще замаскировать неприглядный вид из окна (с видом на стройку).

Призвали на помощь всех партнеров, связи и интеллект. Успели «впрыгнуть в последний вагон» с поставщиком растений, который в воскресенье вечером отправлял заказ из Голландии. Горшки везли из России, помог наш российский партнер — выкупил у поставщика без нашей предоплаты (банки не работали) горшки и отправил нам.

Последние поставки растений и материалов к нам приехали из Голландии, России и разных регионов Беларуси к 10 часов вечера. И в тот же вечер до часу ночи мы завершали посадки и декорирование. К счастью, все успели в срок.

О продвижении

Основные источник у нас — сайт компании. Он новый и находится в постоянной доработке — мы анализируем поведение тех, кто заходит на него, и делаем так, чтобы клиентам было удобно им пользоваться и находить нужную информацию.

Другой источник — сайт интернет-магазина greenston.by, где представлены товары для интерьерного озеленения. В мае собираемся его запустить, будет называться 100kashpo.by.

Участвуем в интерьерных выставках, в частности — в Минском салоне во время недели дизайна. Представляли свои горшки, модели кашпо. Планируем совместные мероприятия с мебельными салонами и компаниями, которые предлагают интерьерные товары.

Сотрудничаем с дизайнерами интерьеров и архитекторами. Обычно они ищут для своих проектов интересные кашпо, и мы помогаем им подобрать подходящие варианты как по эстетике, так и по бюджету.

О финансах

В день мы получаем по 1−3 заявки именно на комплексное озеленение, не считая заказов «купить горшок» или «купить цветок». Этот результат нас радует и дает понимание, что услуга перспективная и востребованная.

Сколько стоит сделать озеленение офиса? От 50 белорусских рублей (около $ 25) обойдется горшок с растением, например маленький бонсай (такие обычно дарят в подарок сотрудникам или директору). Напольная композиции (горшок + растение +грунт и посадка) стоит 150−250 белорусских рублей ($ 75−125).

 Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Самый дорогой заказ, который мы делали, стоил чуть меньше 25 000 белорусских рублей ($ 12,5 тыс.) — это несколько этажей офиса, полностью озеленение с горшками, выполненными по индивидуальному заказ. Месяц заняло производство самих горшков, посадка еще дня три.

Плановая рентабельность у нас заложена 30%, стараемся на нее выходить.

Выводы

За время ведения бизнеса я сделала для себя несколько выводов:

  • Нет ничего невозможного, если есть сильное желание
  • Если ты делаешь продукт, нужный людям, и делаешь это с любовью, рано или поздно это принесет свои результаты и доход
  • Как бы тяжело ни было сегодня, нужно верить в то, что завтра будет лучше
  • Чтобы бизнес рос и развивался — нужно развиваться самому, увеличивать свои компетенции. И не забывать развивать своих сотрудников.