Найти тему
Инновации

Опыт преподавания в Стэнфорде. Часть 3.

«Отец» Кремниевой долины Фредерик Терман и президент Уоллес Стерлинг

С профессором Фредериком Терманом в Стэнфорде связан термин «коммерциализация научных знаний». С 1925 по 1941 годы он создает учебные курсы и задает направления исследований в электронике в области радиоламп, схемотехники и измерительных приборов, поощряет своих студентов создавать собственные компании и вкладывает во многие из них личный капитал. Один из самых ярких примеров – компания Hewlett-Packard.

Постепенно формируется система: преподавателей мотивируют заниматься частной исследовательской деятельностью, выполняя заказы бизнеса, педагоги подключают своих студентов. В результате многие из них трудоустраиваются в компании заказчиков или набираются опыта и открывают собственное дело. Стэнфорд становится интеллектуальным свободным центром, что мотивирует открывать офисы в непосредственной близости к кампусу.

В этот период президентом Стэнфорда был Уоллес Стерлинг, которому втечение 20-летнего срока (1949–1968 гг.) на этом посту удалось вывести вуз из проблемного регионального университета в признанный на международном академическом уровне «Гарвард» на Западном побережье. Во многом это связано с привлечением внешних грантов на исследования и строительство кампусной инфраструктуры, при этом особая роль уделяется созданию первого в мире приуниверситетского исследовательского парка.

Создание Исследовательского парка

Если вы попросите назвать один из самых важных факторов успеха Стэнфорда, то это, безусловно, будет создание Исследовательского парка (Stanford Research Park). Изначально, еще основателем университета, была заложена территория в 300 гектаров, принадлежащая вузу и запрещенная к продаже. Инициатором парка, которому в 1951 г. университет передал в аренду часть своей земли для размещения высокотехнологичных компаний, был уже вам известный Фредерик Терман, вернувшийся из Гарвардского университета и занявший должность проректора Стэнфордского университета.

-2

Терман видел перспективы нового вида сотрудничества между Стэнфордом, городом Пало-Альто и промышленностью. Он представлял парк как место концентрации высококвалифицированных ученых и преподавателей, обеспечивающий работу выпускникам университетов, и стимулирования регионального экономического развития. Varian Associates, Hewlett-Packard, Eastman Kodak, General Electric и Lockheed Corporation переехали в Стэнфордский парк, и во многом именно они повлияли на развитие Кремниевой долины. Для примера, текущие резиденты парка: Hewlett Packard, Lockheed Martin, Start X, Machine Zone, Enterprise, TIBCO, Skype, SAP, Tesla, DuPont, Ford, Varian Medical Systems и другие. 

Однако в настоящее время Исследовательский парк переживает не лучшие времена. Я думаю, что немногие местные знают, где вообще находится Исследовательский парк Стэнфорда. Мы во время курса каждые 2 недели старались организовывать встречи студентов с представителями инновационной инфраструктуры университета. Одна из них была запланирована с Исследовательским парком. Выходили они на связь очень неохотно, но в Стэнфорде есть негласное правило – студент важнее всего! Каждый имеет право на личную встречу с любым профессором вплоть до президента. Нужно написать секретарю человека, который тебя интересует, и ты обязательно попадешь в график встреч. Ожидание может растянуться на несколько месяцев, но прием обязательно состоится. Так вышло и с Исследовательским центром, хотя, чтобы их не очень отвлекали, у них отсутствует стационарный телефон, единственная связь – электронная почта. Зато проводила встречу директор центра.

Главная цель центра – зарабатывать для Стэнфорда. Бизнес-модель делится на две части:

1)    На территории Стэнфорда можно снять место под офисное помещение минимум на 2 года либо можно согласовать аренду на менее короткий срок у субподрядчиков. В основном арендуют университетские spin-off.

2)    Аренда территории, где можно построить собственное здание. В этом случае земля сдается в аренду на 99 лет. Условие – здание должно строиться под R&D.

Продает себя исследовательский центр за счет концентрации талантливых студентов Стэнфорда, которые в ближайшее время станут высококвалифицированными специалистами, а также – предоставления консалтинговых и образовательных услуг. 

С чем связаны основные текущие проблемы? Большой вес имеет администрация Пало-Альто. Местные жители по большей части – это профессура и состоятельные люди, давно работающие в Долине. Им движуха в виде огромных кампусов компаний по примеру Google, Apple или Facebook со всеми вытекающими последствиями в виде парковок и пробок не нужна. Стэнфорд не может разрешить строительство без согласия администрации Пало-Альто, но та ставит палки в колеса, поэтому фирмам легче начать строительство в ближайших городах Mountain view или Sunnyvale. В результате территория исследовательского центра простаивает без должной реализации. Директор центра отметила, что с ректоратом Стэнфорда у них отличные отношения: они не мешают друг другу работать, а вот договориться с администрацией города оказывается невозможно. 

Отдельная история, как мы добирались до центра. Увы, бюрократия не обошла даже Стэнфорд. Чтобы доехать до исследовательского центра, мы обратились в учебную часть нашего факультета STS, где согласились выделить на аренду транспорта $300. По времени переезд занимал примерно 20–25 минут, нас было 14 человек. Но ни один местный перевозчик не захотел везти нас за такие деньги. У всех минимальная ставка – 3 часа. Безусловно, было бы легче отправиться на своих машинах либо вызвать Uber, но профессор Ицковец уперся. Тем более администрации факультета могло не очень понравиться, что мы в учебное время возим студентов на такси. В итоге дело как-то решилось: через студентку-китаянку нашли местную транспортную фирму, работающую на китайцев, которая была не против за 2 часа заработать 300$. Водитель абсолютно не владел английским, и коммуницировали мы через студентку, владеющую китайским.

Еще одной строчкой дохода университета является Stanford Shopping Center – это шопинг-молл с многочисленными (140!) брендовыми бутиками. В Пало-Альто и его пригороде живет особо обеспеченная категория людей, плюс в частном вузе учатся небедные студенты. Университет сдает территорию молла под бутики и тем самым зарабатывает.

В следующей статье будет подробнее рассказано про сам курс «Innovation and Entrepreneurship: A Triple Helix of University Industry Government Interactions» , про студентов, про образовтаельный процесс и про роль спорта в университетской системе.