Найти тему
Инновации

Опыт преподавания в Стэнфорде. Часть 1

Весной 2017 года меня пригласили в Стэндфордский университет в качестве ассистента профессора вести курс. График был настолько загруженный, что время опубликовать заметки появилось только сейчас.

О возможности поехать в Стэнфорд я думала еще в 2016 году. Профессор Генри Ицковиц продолжительное время возглавлял исследовательскую группу в центре H-STAR (одно из многочисленных подразделений Стэнфорда), но несколько лет назад вышел на пенсию. В центре Г. Ицковиц занимался исследованиями, связанными с изучением сетевых связей, предпринимательскими университетами, инновационными экосистемами. В 2016 году на одном из мероприятий состоялся разговор с представителями департамента STS (Science, Technology and Society (наука, технологии и общество)), куда профессора пригласили прочитать курс по предпринимательству и инновациям. Он отнесся к этой идее без особого энтузиазма: хлопотно и препятствует поездкам на конференции, организуемых в разных странах мира.

Возможно, ничего бы и не получилось, если бы я во время нашего Skype-общения с Генри, которое происходило довольно регулярно (профессор на протяжении последних лет был моим ментором по диссертации), не узнала о возможности поработать в Стэнфорде. На тот момент в моем туманном будущем вырисовывалась защита диссертации, а затем долгожданная свобода. Уехать на несколько месяцев преподавать в Стэнфорд было отличной перспективой, и мы стали разрабатывать программу на 9 недель.

Наш курс «Innovation and Entrepreneurship: A Triple Helixof University Industry Government Interactions» в модульной системе был обозначен не как основной, а по выбору. Специфика его несколько своеобразна. По своему опыту я уже поняла, что в изучении феномена Кремниевой долины заинтересованы во многих уголках мира, кроме самой Долины. Тут рады, что она есть, и, не задумываясь, пользуются ее условиями, чтобы претворить свои мечты в жизнь. Курс мы написали, но, для того чтобы его запустили, нам нужно было набрать достаточное количество слушателей. Поначалу дело двигалось медленно, поэтому в ход пошли маркетинговые инструменты. Наш факультатив предназначался только для студентов Стэнфорда, соответственно, как-то повлиять на количество записавшихся мне из Москвы было сложно. Тогда мы стали смотреть расписание студенческих мероприятий, и харизматичный профессор Ицковиц рассказывал о курсе так, что через неделю группа была набрана и курс утвердили в расписании.

 Про Стэнфорд

История Стэнфорда берет начало во второй половине XIX века со времен Золотой лихорадки и строительства железных дорог по всей стране. Открытие университета связано с именем губернатора Калифорнии Леланда Стэнфорда и его жены Джейн Стэнфорд. Именно они стали инициаторами создания частного вуза.

-2

Я столкнулась с разными версиями мотивации строительства: от печальной истории потери единственного сына и желания оставить после себя место получения знаний для «многих детей» до «отмывания средств», добытых достаточно сомнительной деятельностью губернатора. Всю правду мы уже не узнаем, но по сей день неоспоримым преимуществом университета является необъятная территория вокруг кампуса, которая принадлежит вузу, благодаря чему он зарабатывает и сегодня.

Университет стал популярным не сразу, прежде ему предстояло пережить не лучшие времена. Изначально он был очень даже среднего уровня образовательным учреждением. Готовили здесь в основном педагогов и бухгалтеров, учились дети из местных семей среднего достатка. Первоначально вуз назывался juniors school. Забавно, что в свое время, когда Г. Ицковиц, живший в Нью-Йорке, поступал в университет, отец передал ему рекламную брошюру из Стэнфорда. Своенравный молодой нью-йоркец возмутился, поскольку считал, что он уже взрослый и идти учиться в «детский (juniors) вуз» ниже его достоинства.

Во времена Великой депрессии университет сталкивается с финансовыми трудностями. Частично справиться с ними помогает Герберт Гувер – будущий президент США и выпускник первых потоков Стэнфордского университета (1891–1895 гг.). Имя Гувера связано и с одноименной дамбой Гувера в 48 км к юго-востоку от Лас-Вегаса. Именно благодаря ей были решены многие вопросы касательно воды, в том числе и в Лос-Анджелесе. Вряд ли город Ангелов был бы таким, каким мы его знаем сегодня, без своевременного строительства дамбы.

-3

Для нас c именем Гувера связана также программа помощи по борьбе с голодом 1921–1922 гг. в Советской России. Переговоры с нашей стороны вел М. Горький. Позднее он скажет: «Ваша помощь будет вписана в историю как уникальное, гигантское свершение, достойное величайшей славы, и надолго останется в памяти миллионов русских…, которых вы спасли от смерти». Но не все было так гладко, и ряд условий по программе взбесил Ленина: «Подлость Америки, Гувера и Совета Лиги наций сугубая, – писал он в Политбюро. – Надо наказать Гувера, публично дать ему пощечину, чтобы весь мир видел, и Совету Лиги наций тоже». В общем, мало что изменилось с тех времен.

-4

Кстати, знаменитый символ Стэнфорда в виде башни, которую так любят фотографировать, носит имя Гуверская башня. Внутри богатая библиотека и постоянная выставка, посвященная жизни Герберта Гувера.

Продолжение следует...