Найти тему

Антивозрастной крем - пустышка

Реклама обещает вечную молодость и зазывает умными названиями чудодейственных ингредиентов. Но толку от крема очень мало или совсем нет. Знакомо?

В ближайших статьях на канале я расскажу об активах, которые обязательно должны содержать anti-age крем или сыворотка. А пока частично затрону тему популярных антивозрастных ингредиентов, которые на деле могут действовать совсем не так, как обещает реклама, или не работать вовсе.

Фитогормоны

Не путать с фитоэстрогенами! Сетевые ресурсы по косметике и ЗОЖ полны безграмотного смешивания понятий «фитогормоны» и «фитоэстрогены». Это совершенно разные вещества как по своей сути, так и по воздействию.

Фитогормонысоединения, образующиеся в определенных частях растений, которые транспортируются в другие части растения и вызывают там эффекты роста или формообразования. Звучит сложно, но на самом деле речь идет о всем знакомых процессах. Например, фитогормон ауксин, выделенный из проростков кукурузы, стимулирует их рост.

В антивозрастной косметике обычно фигурируют фитогормоны кинетин и зеатин. Обещают много, хотя полный механизм действия этих веществ на человека неизвестен.

В любом случае, роста молодой упругой кожи ожидать не стоит. Из доказанных эффектов у фитогормонов имеется пока только один – они обладают антиоксидантным действием.

Стволовые клетки растений

Стволовые клетки растений стали применяться в косметике по той причине, что использование эмбриональных стволовых клеток человека для целей омоложения крайне мало изучено. Первые разрешенные клинические испытания их безопасности начались только в 2009 году. И речь идет именно о безопасности, а не об эффективности.

Растительные стволовые клетки как альтернативу человеческим начали изучать в 2008 году, экспериментируя с моделями фибробластов.

Стволовые клетки – это недифференцированные клетки, которые способны самообновляться и превращаться в клетки специализированные – т.е. становиться любыми клетками организма. В растениях стволовые клетки сосредоточены в почках, проростках и молодых корешках.

В отличие от растений, у которых стволовые клетки могут дифференцироваться в любую из клеток будущего растения, у человека такой способностью обладают только клетки эмбриона.

Косметические концерны освоили использование стандартизированных экстрактов стволовых клеток растений – прежде всего, из яблок. Получить стволовые клетки растений может и любой желающий. Для этого надо ранней весной собрать богатые меристемой части растений – почки, молодые побеги, проростки, измельчить и залить смесью глицерина, спирта и воды. Однако такой экстракт не будет стандартизован по содержанию активного вещества.

Считается, что стволовые клетки растений могут играть роль биостимулятора благодаря наличию в них факторов роста. Во всяком случае, в экспериментах, после 4-х недель использования экстракта стволовых клеток яблони, зафиксировано уменьшение глубины морщин «гусиных лапок» на 15%.

Но способен ли глаз наблюдателя отметить это 15-ти процентное уменьшение? Ведь глубина морщины измеряется микронами (1 микрон – 0,001 мм.) А глаз человека «замечает» то, что более 40 микрон.

Гиалуроновая кислота и ее соли

В составе косметики она фигурирует под названием Hyaluronic Acid или Sodium Hyaluronate.

Этот полисахарид входит в состав внеклеточного вещества соединительной ткани. Именно благодаря глюкозаминогликанам (к ним гиалуроновая кислота и относится) наша кожа выглядит, как упругий матрас с пружинами. Если бы внеклеточный матрикс кожи состоял только из волокон коллагена и эластина, наши лица были бы похожи на жесткую сетку рабица, обтянутую сморщенной пергаментной бумагой.

Для инъекций используется специально модифицированная ГК. А для топического применения в косметике существует ГК различной молекулярной массы. Причем в списке ингредиентов на коробочке с кремом вы вряд ли увидите, какую именно «гиалуронку» использовал производитель.

Высокомолекулярная ГК значительно (в разы) дешевле низкомолекулярной, поэтому вводить ее в рецептуры выгодно. При этом из-за крупного размера молекулы она не может преодолеть роговой слой кожи и остается на поверхности. Конечно, и там ГК может играть полезную роль – она создает пленку, защищающую кожу от обезвоживания. Однако дать обещанный рекламой эффект восполнения собственных запасов гиалуроновой кислоты в коже (убывающих с возрастом) она не в состоянии.

Коллаген и эластин

Коллаген составляет 70% белков кожи. С возрастом не только уменьшается его количество, но и ухудшается качество. Все больше появляется сшивок, нарушающих его структуру, коллаген теряет воду и становится нерастворимым и грубым.

Реклама anti-age кремов с коллагеном и эластином обещает, что такой крем восполнит уменьшившиеся с возрастом запасы этих белков и усилит синтез собственного коллагена и эластина клетками кожи.

Однако молекулы коллагена и эластина настолько большие, что проникнуть в кожу просто не в состоянии. Оставаясь на поверхности, они создают воздухопроницаемую влагоудерживающую пленку. Это тоже неплохо – но не более того.

Кроме того, такая белковая пленка может слегка стягивать кожу и создавать иллюзию подтяжки. Разумеется, эффект заканчивается сразу же после умывания.

Растительные экстракты

Применение растительных экстрактов в косметике имеет богатейшую традицию. При этом среди растений есть довольно большая доля тех, по которым нет никаких результатов клинических испытаний на добровольцах и полезность их основана исключительно на традиции использования.

Более того, у исследователей нередко нет полной картины путей воздействия, метаболизма и взаимодействия всех соединений, входящих в состав растительных препаратов. Также остаются открытыми вопросы эффективных дозировок при наружном применении.

Нельзя не учитывать и аллергенность растительных средств. Вопреки распространенному мнению об абсолютной безвредности всего натурального, аллергические реакции на растения широко распространены.

Учитывая все эти факторы (в т.ч. и аллергенный потенциал) производители косметики нередко вводят растительные экстракты в очень малых, символических дозах – чтобы иметь возможность заявить о наличии таковых в косметике.

Играют роль еще и технологические моменты – в значимых дозировках растительные экстракты окрашивают кремы и сыворотки в специфический и далеко не всегда приятный цвет (например, бурый или грязно-бежевый). Кроме того, удобнее всего закупать, хранить и вводить в рецептуру гликолевые экстракты – что неизбежно приводит к появлению в составе крема веществ, которые сами по себе могут вызвать не всегда положительные эффекты.

Поэтому, если вы видите белоснежный крем, в рекламе которого упоминается омолаживающий экстракт облепихи или, например, кожицы винограда – имейте в виду, что концентрация этих экстрактов очень мала. В противном случае красящие вещества растений (а в кожице винограда именно они играют полезную роль) сделали бы крем ярко-желтым (облепиха) и фиолетово-бурым (виноград).

L-аскорбиновая кислота

Этот витамин играет большую роль в синтезе коллагена. Более того, он способен уменьшать распад коллагена в зрелой коже (испытывались пластыри с 5%-м раствором L-аскорбиновой кислоты).

Однако L-аскорбиновая кислота очень не стойкая. Она распадается под воздействием кислорода воздуха и не оказывает никакого нужного эффекта. Кремы, cодержащие именно эту форму витамина С, быстро приобретают желтый цвет и специфический «железный» запах. Можно вспомнить крем Рети-С от Виши, который был заявлен в рекламе как революционное средство в борьбе с морщинами, однако уже через пару недель использования терял потребительские свойства.

Растительные масла

С модой на натуральную косметику пришло и активное использование в составе косметики растительных масел. Их полезное воздействие на кожу трудно переоценить. Однако ввод масел в рецептуру имеет свои проблемы.

Большинство растительных масел (особенно это касается самых активных, содержащих омега-кислоты) довольно быстро окисляются, а значит необходимо использовать более эффективную систему антиоксидантов. Кроме того, сокращаются сроки хранения такой косметики.

Не говоря уже о том, что растительные масла, в отличие от балластных синтетических эмолентов, встраиваются в липидные структуры кожи, служат строительным материалом для собственных церамидов и фосфолипидов кожи и требуют умелого обращения.

Поэтому в составе промышленной косметики массового сегмента растительные масла обычно находятся в мизерном количестве. Найти косметику со значимым содержанием растительных масел или полностью сделанную на их основе можно только в сегментах натуральной селективной косметики.

Эфирные масла

На ввод эфирных масел в косметику действуют строгие ограничения по допустимой концентрации. При этом в ароматерапии для достижения нужных эффектов используются концентрации в несколько раз превосходящие те, что разрешены для промышленной косметики.

Кроме того, нередко вместо цельных эфирных масел используются изоляты – выделенные из масла отдельные компоненты. Пользы от них ждать не приходится, т.к. эффективное действие оказывает эфирное масло как единое целое, состоящее порой из сотен веществ.

Нужно учесть, что основной объем производимых эфирных масел предназначен вовсе не для ароматерапии или аромакосметологии. Таких масел на рынке, по оценкам, всего лишь 2%, и стоят они не дешево.

Поэтому вероятность попадания в косметику эфирных масел низкого качества нельзя сбрасывать со счета, когда, вопреки рекламе, вы не получаете от крема с эфирными маслами никакого ожидаемого эффекта омоложения.