Найти тему
несокрушимая и легендарная

18 января 1945 года. Прибалтика. "Тигровое побоище". Воспоминания очевидца

18 января 1945 года. Прибалтика.

Немецкая оборона разгромлена. Немцы начали отступать, да так ударно, что мы не можем их догнать в эту зимнюю слякоть и распутицу на своих гусеничных машинах. Это у немцев называется выпрямление линии обороны.

Мы, самоходчики, поддерживаем тяжёлый танковый полк прорыва на новых танках ИС-2. Хорошая машина с крепкой лобовой броней, да ещё вооружённая 122-мм пушкой представляет собой грозную боевую единицу, которую опасаются даже хвалёные «Тигры», в том числе и «Королевские».

Вместе с нашими «зверобоями», вооружёнными 152-мм орудиями, мы представляем собой мощный бронированный кулак, который сокрушит любую силу, которая встанет на пути.

Конечно, все эту мощь, надо применять с умом. Если бросить танки в бой бездумно, без должной разведки и действовать «кавалерийским наскоком», то не поможет никакое, самое мощное орудие, не спасёт никакая броня.

Вместе с нами шли «тридцатьчетвёрки», вооружённые хорошей 85-мм пушкой, которые стали поступать в войска в больших количествах, взамен старых танков, вооружённых 76-мм орудием, мощности которых в настоящее время было явно недостаточно.

Впереди нашего бронированного кулака шла разведка, дабы предостеречь нас от засад и неожиданных фланговых ударов немецких танков.

Ещё не рассвело, как мы запустили свои машины и вновь двинулись в преследование отступавшего врага. Уже ближе к полдню мы заметили отступающего врага, который удирал на всех парах.

Замечательно сработала наша разведка. Они обнаружили километрах в трёх от нас замаскированные немецкие танки, стоящие в лощине и явно ожидающие нас. Это были не простые Т-IV, которые уже не представляли для нас слишком большой угрозы, особенно на дистанции свыше 800 метров.

Разведчики насчитали более двух десятков «Тигров», среди которых было несколько «королевских». Серьёзная сила, представлявшая для нас большую опасность.

Конечно, можно было обойти эти танки, но оставлять за своей спиной такую грозную силу было очень опасно. Но, предупреждён, значит вооружён И танкисты, зная, какая опасность поджидает их впереди, растянули танки в цепь, для того, чтобы полукольцом охватить немецкие танки, находящиеся в низине. Впереди двигались наши ИС-2, а мы на своих «Зверобоях» двигались немного сзади них, для того, чтобы вовремя оказать им огневую поддержку. Батальон Т-34-85 пошёл в обход этой лощины.

Мы обнаружили немецкие танки издалека. Видимо, эти машины совсем недавно были переброшены с другого участка фронта, так как даже не были закамуфлированы в зимнюю окраску. На фоне белого снега, даже сквозь туманную дымку, хорошо были заметны тёмные силуэты немецких машины.

Наши танкисты открыли огонь с дистанции в полтора километра. Не отставали от них и мы, самоходчики. На такой дистанции даже немецкая, знаменитая 88-мм танковая пушка представляла для нас минимальную опасность.

Я помню неоднократный разбор разных «теоретиков» и «знатоков» танкового боя между «тигром» и нашим «ИС-2». Там эти «спецы» определили, что для того, чтобы победить «Тигра» нашим танкистам надо было иметь три ИСа. Но, во-первых, такие встречи бывают очень редки, во вторых все зависит от ситуации. Они описывают «теорию», которая часто очень отличается от практики. Как говориться: «Гладко было на бумаге»

Конечно, у немцев были хорошие танки и хорошо обученные танкисты. Но, в этом бою они были бессильны против нас. Они открыли по нам ответный огонь, но существенного вреда нанести нам они не могли.

Из тех наших тяжёлых танков, что я мог видеть, был подбит только один ИС-2. И то, это было полностью его вина. Видимо, понадеявшись на свою броню, танк вырвался вперёд и в него угодил танковый снаряд. Не знаю, пробил ли он броню танка. Возможно, во время попадания был контужен или убит механик-водитель машины, потому что, я видел, как неуправляемая машины двинулась в сторону пруда, скатилась с берега. Лед не выдержал, проломился и машина, задрав свою корму и уткнувшись длинным орудием в пролом, застыла.

Что с ней было потом, я не знаю. Но, танк не был подожжён Вот и все наши потери в этом бою. А мы маневрировали и с коротких остановок, стараясь не подставлять уязвимые, даже на такой дистанции, борта, вели по немецким «тиграм» огонь. То в одном, то в другом месте ложбины вспыхивали яркие языки пламени. Это значит, что уничтожалась очередная вражеская машины.

Мы уже уничтожили с десяток «Тигров», и так сковали своими действиями вражеских танкистов, что они даже не заметили, как к ним с тыла зашли наши юркие «тридцатьчетвёрки» и хорошо прошлись по ним из своих 85-мм орудий.

Среди немецких танкистов поднялась паника, они уже не понимали, с какого направления им отражать атаку. Они начали бестолково кружиться в лощине, а потом всё-таки два или три танка сумели каким-то чудом выскользнуть из этого адского котла. Однако далеко им уйти не удалось. Вскоре их подожгли «тридцатьчетвёрки», которые на этот случай были оставлены в засадах. Ни одна немецкая машина от нас не ушла.

Мою машину тоже «укусил» какой-то немецкий «тигр». Немецкий снаряд скользнул вдоль гусеницы и выбил один из поддерживающих катков. Мы быстро натянули гусеницу, чтобы уменьшить провисание гусеницы и продолжили бой.

-2

Нашему взору предстал великолепный пейзаж. Вся лощина была усеяна горящими немецкими танками. Так, ценою потери одного танка ИС-2, который подлежал восстановлению, нами было уничтожено около 25 немецких «Тигров». Это было настоящее «Тигровое побоище»

А кто-то, слишком умный, пусть считает, что для уничтожения одного немецкого «тигра» надо три ИС-2. Они, наверно, забыли суворовскую истину, что воевать надо не числом, а умением.

(по воспоминаниям ветерана ВОВ Э.Приклонсокого)