Среднему классу в условиях кризиса приходится забыть о новых коллекциях одежды и смартфонах, ипотеке и автокредитах, турах в экзотические страны. Все чаще приходится отправляться на дачу на электричке, солить огурчики на зиму, одеваться на распродажах и покупать технику с косметическим браком. Что делать в таких условиях? Быть скромнее в запросах и задумываться о будущем, советует здравый смысл.
Проблема отечественного «среднего класса» в том, что для большей его части внешние атрибуты имеют гораздо большее значение, чем вложения в образование и развитие своего дела. Именно высокая потребительская активность, не подкрепленная эффективными инвестициями и технологической пассивностью везде где можно, вызывает серьезные опасения экспертов. Набранные в «жирные годы» кредиты теперь приходится отдавать, а дополнительных доходов, помимо снизившейся заработной платы, нет.
У интернет-предпринимателей дела тоже идут без блеска: Люди хотят бесплатно и без вложений. Просто получив подарок за подписку, отписаться и даже не изучить подарок. Все труднее становится набирать подписную базу, все меньше людей покупают и изучают, а потом — эффективно внедряют. Или некогда, или люди демотивированы информационным шквалом. Из моих знакомых, партнеров многие в 2015 году ушли из инфобизнеса в другие ниши. тем, кто остался, сейчас непросто. Хотя, честно говоря, у нас становится меньше конкурентов.
Сокращение реальных доходов и падение деловой активности заставило людей пересмотреть свои привычки. Уже сейчас, к примеру, наблюдается значительное снижение средней стоимости покупаемых автомобилей, туристических путевок, недвижимости. И, к сожалению, российский средний класс – это не врачи, учителя и частные предприниматели, как часто встречается на Западе. В нашем случае, чаще всего это чиновники, представители госсектора. Учитывая волну сокращений «бюджетников», по-видимому, доля «среднего класса» в нашей стране значительно уменьшится.
На сегодняшний день численность среднего класса в России составляет 40-42% населения. К нему относится управленческий состав компаний, мелкое и среднее предпринимательство, врачи, инженеры, учителя, преподаватели ВУЗов. Большой процент составляют рядовые работники торговли и бытового обслуживания. То есть это: образование не ниже среднего специального, нефизический характер труда. Представители этого класса сокращают инвестиции в свое образование и развитие профессионализма. Либо вместо командировок проходят онлайн-дистационное обучение (курсы, вебинары, тренинги). Это связано с ухудшением покупательной способности и карьерных перспектив. Все, что связано с подавлением инициативы, предприимчивости, профессионального роста, приводит к снижению уровня жизни населения. Вот простые рецепты от известных в рунете людей, причисляющих себя также к среднему классу. И озабоченных нарастающими трудностями.
1. Отказаться от лишних кредитов и кредитных карт. По возможности закрыть или частично закрыть старые кредиты. Не нужно тратить деньги на покупку дорогостоящих гаджетов или бытовой техники, если в этом нет острой необходимости.
2. Обратить внимание на проходящие в торговых сетях и мире интернета специальные акции, благодаря которым можно приобрести необходимое с существенной скидкой. Это может избавиться от ненужных трат.
3. Можно использовать более дешевые аналоги, особенно в фармацевтике. Обратите внимание на продукты российского производства: цена на них может быть существенно ниже импортных, качество – не хуже, а в некоторых категориях товаров даже лучше.
4. Подумать о формировании пассивных доходов, которые всегда будут приносить какие-либо средства (сдача в аренду, автоматизация инфобизнеса, разумное инвестирование). Критически посмотреть на уже существующие активы.
5. Становиться более эффективными в работе и в жизни (в правом сайдбаре есть бесплатная книга-тренинг по развитию эффективного мышления). Тщательнее относиться к текущим тратам, научиться формировать будущие доходы, страховать потенциальные риски, постоянно повышать собственную ценность за счет обучения, освоения новых навыков и профессий. Это позволит чувствовать себя уверенно в любой кризисной ситуации.
6.Пересмотреть ценности и задуматься о профиле и квалификации. Если кто-то хочет масштабироваться, то надо понимать, что принцип жесткой экономии не приведет ни к чему хорошему. Нужно стремиться решать проблемы за счет увеличения доходной составляющей, которой раньше хватало на качественный образ жизни, а теперь лишь на существование. Лучше всего заняться саморазвитием, повышением квалификации.
7. Пересмотреть финансовую политику, перераспределить деньги для создания максимальной подушки безопасности, оценить риски банкротства и находиться в пассивном поиске с увеличением дохода.
8. Расширять деловые контакты которые могут посодействовать финансовому и карьерному росту. Те, кто раньше были закрыты и самодостаточны, сейчас ищут новые возможности и открыты к коммуникациям.